Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Гротеск


(от фанцузкого grotesque, буквально — причудливый; комичный)

 Гротеск (Леонардо да Винчи) 1) Особый тип художественной образности, базирующийся на контрастных и причудливых переплетениях безобразного и прекрасного, реального и фантастического, комического и трагического. Мир гротеска таит в себе интригующую многозначительность, не допускает буквального и однозначного понимания действительности, отражает её в фантастическом свете, не терпит однозначной расшифровки реальности. Гротеск комически или трагикомически обобщает и заостряет жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни. Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск - всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях.

Все эти гротескные черты ярко воплощены, к примеру, в живописи Х. Босха. В творчестве многих мастеров кисти и пера гротеск использовался как художественно-публицистический метод критики социальной жизни общества (картины Ф. Гойи и др.). Издревле присущ художественному мышлению (произведения Аристофана, Лукиана, Ф. Рабле, Л. Стерна, Э.Т.А. Гофмана, Н.В. Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М.А. Булгакова, М.Е. Салтыкова-Щедрина).

2) Разновидность орнамента, в котором в фантастически-причудливых сочетаниях переплетаются различные изобразительные мотивы: светильники и маски, человеческие фигурки, звериные и растительные очертания. Термин "гротеск" получил распространение в пятнадцатом столетии, когда при раскопках подземных помещений (гротов) были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых использовались мотивы из растительной и животной жизни. Поэтому первоначально гротеском назывались искаженные изображения.

Использование в разговоре слова "гротеск" обычно означает странный, фантастический, эксцентричный или уродливый, и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких, как маски на празднике Хеллоуин или горгульи на соборах. Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб, они должны называться гротесками или химерами, а не горгульями.

Фантастический гротеск (П. Брейгель)
Фантастический гротеск.
Питер Брейгель.

Итальянский гротеск (А. Венециано)
Итальянский
гротеск.
А. Венециано.

Гротеск на античных геммах
Гротеск на античных геммах.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.