Возрождение в Северной Европе
Северное Возрождение — переломная эпоха в развитии искусства стран Северной Европы: Нидерландов, Германии, Франции — первой половины XVI в. Характеризуется формированием и интенсивным развитием новых жанров, способов, технических приемов изобразительного искусства, персонализацией творчества, появлением выдающихся мастеров. Отсюда слово «возрождение».
«Духовное пробуждение» Европы, как это явление обозначили в искусствознании 1950-1960-х гг., началось в XII в., причем не в Италии, а на севере — в Нидерландах, в Брабанте и Фландрии, а также в Валлонии и Бургундии. Оно явилось следствием интенсивного роста городов как центров ремесел и торговли, развития городской культуры. В этом движении выявились два пути. Первый — обновление религии, зародившееся в Северных Нидерландах и получившее название «Devotio moderna» (лат.) — «новое обетование», или «новая набожность». В его основу положена идея «О подражании Христу» (лат. «De Imitatione Christi»), провозглашенная Фомой Кемпийским (1380—1471), проповедовавшим восстановление норм апостольской жизни ранней христианской церкви.
Второй путь — гуманизм (от лат. humanitas — «человечность»), светская образованность. Оба течения взаимодействовали. В изобразительном искусстве Италии христианская мистика соединялась с телесностью, чувством формы, унаследованном от античности. На севере новое мировоззрение воплощалось в искусстве поздней Готики. При этом надо иметь в виду, что Альпы не являлись непроходимой преградой. Готический стиль оказывал значительное воздействие на развитие искусства Северной Италии — Ломбардии, Тосканы — даже в XV—XVI вв.
Художественные формы итальянского проторенессанса были восприняты французской живописью и франко-фламандской миниатюрой XIV—XV вв. Новая для позднего Средневековья идея распространения Божественной благодати на весь материальный мир проявилась в искусстве северян более остро и своеобразно, чем в Италии. Движимые страстным чувством, живописцы выписывали каждую травинку северного пейзажа, копировали мельчайшие детали.
Воплощение религиозных идей и, в сущности, неизобразимых понятий осуществлялось через особенный, мистический пантеизм и натурализм изобразительной формы, иногда до шокирующей парадоксальности. Так, изображение Бога Отца в композиции «Коронование Девы» для алтаря Фрайбургского собора (1513-1516) немецкий живописец и гравер Ханс Бальдунг Грин (ок. 1484-1545) счел необходимым дополнить бородавкой на щеке.
Три возроста и смерть. Ханс Бальдуг Грин.
|
Соломон и Царица Савская. 1434. Северное Возрождение в Германии.
|
Рыцарь, девушка и Смерть. Ханс Грин Бальдунг.
|