Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Палехская миниатюра

Русский лен (К. Кукулиева, шкатулка)Вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х г. в поселке Палех на основе местного иконописного промысла. Иконописный промысел в Палехе возник в XVII в. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX в. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.

Иконы «палехского пошиба» славились особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах.

Писание икон подразделялось на несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик) наносил контур будущей иконы, третий писал всю композицию, кроме ликов, рук и других обнаженных частей тела их писал художник-личник. Тексты писал мастер подписывальщик и наконец, заканчивал работу над иконой олифщик.

У родника (И.В. Ливанова, пластина)Многие иконописцы работали в Москве, в мастерских, владельцами которых были выходцы из Палеха. Кроме иконописания, палешане занимались восстановлением монументальной живописи, участвуя в реставрации соборов и Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 г. перед палехскими иконописцами встала необходимость поиска новых форм реализации своего творческого потенциала. В 1918 г. мастера объединяются в Палехскую художественную декоративную артель, выпускавшую деревянные изделия с росписью.

В 1923 г. они были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда палешане впервые познакомились с новым материалом папье-маше, который являлся уже на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. При поддержке известного искусствоведа А.В. Бакушинского, уроженца Палеха, мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924 году.

5 декабря 1924 года семь палехских художников И.И. Голиков, И.В. Маркичев, И.М. Баканов, И.И. Зубков, А.И. Зубков, А.В. Котухин, В.В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились и другие художники И.П. Вакуров, Д.Н Буторин, Н.М. Зиновьев. И уже в 1925 г. палехские миниатюры с успехом экспонировались на Всемирной выставке в Париже.

Фауст (Н.И. Голиков, шкатулка) Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства, (П.Д. Баженов, эскизы декораций к неосуществленному спектаклю «Сказка о попе и его работнике Балде» 1940 г.).

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, преобладание штриховки золотом, чёткость обрисовки плоских фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Изысканные красоты архитектуры и пейзажа, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них Т.И. Зубкова, А.А. Котухина, Н.И. Голиков, А.М. Куркин, К. Кукулиева и Б.Н. Кукулиев, А.Д. Кочупалов, Т. Ходова, В.В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и другие.

Песня (В.М. Ходов, тарелка)
Песня.
В.М. Ходов. Тарелка.

Всадник на белом коне (Б.М. Ермолаев, тарелка)
Всадник на белом коне.
Б.М. Ермолаев. Тарелка.

Слово о полку Игореве (А.А. Котухина, крышка ларца)
Слово о полку Игореве. А.А. Котухина. Крышка ларца.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.