Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Теология


(от греческого theos — Бог и logos — слово; русский вариант — богословие)

Теология Это система обоснования религиозного учения; комплекс доказательств истинности догматики, религиозной морали, правил и норм поведения верующих и духовенства. Одна из предпосылок теологии — концепция личного Бога, сообщающего непреложное знание о себе через своё «слово», почему теология в строгом смысле возможна только в рамках теизма или хотя бы в русле теистических тенденций. Вторая предпосылка теологии — наличие достаточно развитых форм идеалистической философии; основные философские истоки традиционной теологии христианства, иудаизма и ислама — учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма.

В разветвленном и законченном виде — как развитая концептуальная система — теология характерна только для таких классических вероучений, как христианство, иудаизм, ислам, где теизм обретает свою завершенную и абсолютную форму. Развитие трех названных версий теологии осуществляется во многом параллельно: с одной стороны — опора на канонические тексты, признанные автохтонно сакральными в рамках того или иного вероучения и генетически — так или иначе — восходящие к Библии, с другой — использование при их толковании категориальной традиции античной философии.

Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата, она по сути своей отлична от философии, в том числе и от религиозной философии. В пределах теологии как таковой философское мышление подчинено гетерономным основаниям: разуму отводится служебная герменевтическая (истолковательная) роль, он принимает некритически и только разъясняет «слово божие». Теология авторитарна; в этом смысле она является отрицанием всякой автономной мысли, в том числе философии.

В патристике складываются как бы два уровня: нижний уровень — философская спекуляция об абсолюте как о сущности, первопричине и цели всех вещей (то, что называл теологией ещё Аристотель — синоним «первой философии», или «метафизики»); верхний уровень — не постигаемые разумом «истины откровения». В эпоху схоластики эти два вида теологии получили обозначение «естественной теологии » и «богооткровенной теологии».

Введение в теологиюТакая структура теологии наиболее характерна для традиционных католических доктрин. Перенос акцента на мистико-аскетический опыт, запечатленный в предании, определяет облик православной теологии: единое «предание» не позволяет ни «естественной теологии», ни библеистике вычлениться из своего состава. Протестантская теология иногда тяготела к отказу от понятия «естественной теологии»; в XX в. такие тенденции стимулировались влиянием экзистенциализма, а также стремлением вывести теологию из плоскости, в которой возможно столкновение с результатами естественнонаучных исследований и с философскими обобщениями этих результатов.

Богословие и образование.

После начального периода становления университетов в средневековой Европе к XIII—XIV веку типичный университет включал четыре факультета: "младший" и три "старших": юридический, медицинский и богословский. Эта структура сохранялась в течение долгого времени (в некоторых университетах поныне).

В России богословие исторически развивалось в рамках религиозных учебных заведений (духовных семинарий и академий), где преподавалось вместе с рядом прикладных (устав, апологетика, церковное пение, пастырское богословие), в отличие от стран Запада, где теология всегда оставалась частью университетского образования и на теологических факультетах многих университетов до сих пор остаются практические специализации для подготовки священников. Проект об Учреждении Московского университета, утверждённый Елизаветой Петровной в 1755 году, явно исключал богословие из основной структуры университета. В результате в XVIII веке Московский университет был единственным университетом в мире, в котором не было богословского факультета (кафедра богословия появилась в 1819 году).

Согласно определению, принятому в современной российской системе образования «Теология — это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институциональных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, археологические памятники истории религий, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер».

Теология (Дж. де Бондон)
Теология. Дж. де Бондон.

Русское богословие (Н.К. Гаврюшин)
Русское богословие.
Н.К. Гаврюшин.

Теология (Рафаэль, 1509—1511 г.)
Теология. Рафаэль. 1509—1511 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.