Взаимодействие русского и западного искусства
В период екатерининского классицизма знаменитые зодчие Ч. Камерон, А. Ринальди, Дж. Кваренги создавали собственные стили, отличные по содержанию и форме от западноевропейских аналогов. Многие русские писатели, художники, философы отмечали, что Россия рождала не только славянофилов, но и «самых широких» европейцев. Д. С. Мережковский писал, что он чувствует себя «в некоторых уголках Кремля... как на старых площадях Пизы, Флоренции, Перуджии... ведь строили эти соборы и башни итальянские зодчие».
Протестуя против поверхностного подражания отдельным элементам «национального стиля», А. Н. Бенуа писал, что «всякое художественное творчество национально по своей внутренней природе» и поэтому нет необходимости «прибегать к бутафории», подделке, к «маскарадному национализму, который... есть просто провинциализм». В истории русского искусства не было какого-то одного истинно национального художественного стиля, а имело место непрерывное переосмысление различных художественных форм, мирового и, в частности, европейского художественного развития, поиск русского способа его переживания и творческого претворения.
Мысль о том, что «русский наиболее русский лишь тогда, когда он наиболее европеец», впервые высказал Ф. М. Достоевский в романе «Подросток», а затем в знаменитой «Пушкинской речи»: «Русским всегда были дороги эти старые, чужие камни... осколки святых чудес... более чем самим европейцам... Русские умеют слиться с чужими формами жизни, перевоплощаться... и имеют склонность к всемирной отзывчивости».
История России убедительно доказывает, что возрождение и укрепление национальной культуры происходило в тех случаях, когда она тесно взаимодействовала с западноевропейской, и, напротив, — гибла, когда замыкалась в себе. Провозглашенная Достоевским «всемирная отзывчивость» составляет духовную суть русского искусства. Она предполагает постоянную готовность учиться у других народов, ассимилировать культурные формы и преобразовывать их, придавая им широту, размах, масштабность, которые соответствуют пространствам России и неприемлемы для Запада.
Павловский дворец. XVIIIв. Ч. Камерон.
|
Ринальди А. Павильон Катальная горка.
|
Памятник Ринальди А.
|