Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Fabulosusa et religiosusa symbolumi (Мифологические и религиозные символы)

Босх Иероним.Фрагмент картины “Семь смертных грехов“ СВОБОДНЫЕ ИСКУССТВА – классическое название родов художественной деятель-ности, которые в античности противопоставляли «механическим», низшим, или сервильным (от лат. servus - «раб, невольник»), видам деятельности, связанным с физическим трудом (эти работы выполняли рабы).

Грамматику изображали с розгами для наказания неуспевающих учеников, которые примостились у ее ног с книгами. Логика держит в руках змею либо скорпиона или ящерицу, а также весы (чтобы взвешивать истину и ложь) и распускающуюся ветвь знания. Иногда фигуру Логики изображают под покрывалом - символ тайного знания.

Риторику показывают с книгой или свитком, Геометрию - с земной сферой, угольником и циркулем. Фигура Арифметики представлена с дощечкой — скрижалью — или абаком (счетной доской) и стилосом; Астрономия — с небесной сферой; Музыка - с любым из музыкальных инструментов. Во главе искусств часто предстаёт Афина (у римлян — Минерва) с совой и змеей — символами мудрости. В эпоху проторенессанса и Итальянского Возрождения в качестве представителей семи свободных искусств стали изображать известных учёных древности.

Риторику представлял Цицерон, Логику — Аристотель, Грамматику — Присциан (грамматик при дворе в Константинополе, нач. VI в.) либо Донат (грамматик IV в., автор трактата «Искусство грамматики»). Геометрию изображали в образе Эвклида, арифметику олицетворял Пифагор (он же представляет музыку), астрономию – Птолемей. Музыку также олицетворяет Св. Цецилия, небесная покровительница этого искусства. Традиционные аллегории использовал Рафаэль в знаменитой ватиканской фреске. Фрагмент картины Иеронима Босха “Семь смертных грехов“

В эпоху Возрождения среди подобных аллегорий стали помещать фигуры Архитектуры с угольником и циркулем (архитектура связана с арифметикой и геометрией) и Живописи.

Для последней потребовалось специальное обоснование: механическим операциям в этом искусстве предшествует замысел (итал. disengo - «рисунок»). Следовательно, живописец, по утверждению Л. Б. Альберти, должен быть абсолютно свободным творцом.

«СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ» Христианская мораль формулирует семь самых страшных, смертных грехов, противопоставляя их десяти заповедям Христа. Семь смертных грехов, из-за которых душа человека после Страшного суда попадает в ад, порождены первородным грехом, но корень всякого зла — грех гордыни.

В трудах Отцов Церкви, например Св. Иеронима (347—420), а затем в католических катехизисах называется семь грехов: гордыня, скупость, сладострастие, чревоугодие, зависть, гнев, лень. Иногда добавляют и другие: расточительность, неверие в спасение (уныние), воровство, кощунство, оговор...

Изобразительные аллегории, атрибуты, символы и эмблемы этих моральных категорий в той или иной степени восходят к античной мифологии и образам классического искусства. Так, аллегорическая фигура зависти (которую противопоставляют добродетели покаяния) связана с древнегреческим Зелосом (греч. Zelos — «Ревность, зависть»), сыном гиганта Палланта и океаниды Стикс (в поздней мифологии превратился в дочь).


Иероним Босх. Фрагмент картины “Семь смертных грехов“
Иероним Босх.
Фрагмент картины
“Семь смертных грехов“.

Иероним Босх. Картина “Семь смертных грехов и четыре последние вещи“
Иероним Босх.
Картина “Семь
смертных грехов и
четыре последние вещи“.

Семь свободных искусств
Семь свободных искусств.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.