Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

История свастики

Свастика на валюте В традиционной символике Китая различают два типа свастики. Если концы знака загнуты по часовой стрелке (санск. suvastike) — они символизируют мужскую силу Ян, солнечное, активное начало. Концы, загнутые против часовой стрелки (санск. sauvastike), — женскую силу Инь, пассивное, лунное начало и «влажную среду». Примечательно, что «женскую свастику» можно увидеть не только на произведениях искусства Древнего Китая, а на индийских символах йони («интимном треугольнике»), в культовых изображениях богинь Астарты, Артемиды, Афродиты, Цереры.

В античном искусстве этот знак встречается на жертвенниках, вотивных статуэтках, урнах, на оружии, щитах, монетах, веретенах. Исследователи подчеркивают связь мотива свастики с лабиринтом и меандром, выражающими идею бесконечного движения. Пересечение меандров с ритмическим сдвигом «на полшага» создает свастику.

Древнегреческие вазописцы изображали свастику среди фигур сюжетных сцен, причем в наклонном (диагональном) положении, что еще более подчеркивает ее динамичность, «момент вращения», хорошо согласующийся с круглым туловом вазы, роспись которой следует рассматривать, поворачивая вазу в руках. Мотив свастики заимствовали христиане и использовали его в IV-VII вв. для утверждения символа креста. «Гамматический крест» связывали с символикой «Мирового дерева» и изображали рядом с традиционным меандром и прямым четырехконечным крестом (как символом солнца). Причем загнутым концам свастики стали придавать новое значение.

«Вертикальная гамма» (зигзаг, идущий вправо и вниз) означал схождение Божественного духа на землю; Горизонтальная гамма» (зигзаг, направленный влево и вверх) — освобождение человеческой души от власти Ада. Свастика на валюте Подобные символы изображали на церковных потирах IV в., включали в архитектурный декор византийских церквей.

Свастику можно увидеть в мавзолее Галлы Плацидии, на мозаике пола церкви Сан Витало в Равенне (V—VI вв.), в катакомбах и на облачении священнослужителей первых римских церквей. В 1912 г. в Германии, в Мюнхене, был создан «Германский орден» по образцу масонских лож, в символике которого использовали скандинавские рунические знаки и свастику. После поражения Германии в первой мировой войне 1914—1918 гг. ветераны ордена объединились в борьбе против «славян, евреев, социалистов и коммунистов» под знаком свастики, апеллируя к его арийскому происхождению. С 1919 г. свастика — знак военных бригад Райхсвера. В 1935—1945 гг. свастика в круге на белом или черном фоне под имперским орлом — государственная эмблема фашистской Германии.


Свастика на советских деньгах
Свастика на советских
деньгах.

Различные изображения свастики
Различные изображения свастики.

Свастика в париже
Свастика в париже.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.