Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Салонное искусство


(от Салонов — официальных художественных выставок во Франции)

В углу виллы (Э.Дж. Пойнтер) Консервативное направление в художественной культуре Европы и Америки XIX — начала XX века. Оно получило свое название благодаря поддержке со стороны жюри парижских салонов. Общие признаки салонного искусства (эклектизм творческого метода, эффектная красивость композиции и однозначность содержания, прямолинейность трактовки значительных тем, формальная завершенность, ремесленно-техническая виртуозность и "сделанность" фактуры, патетика, экзальтация и слащавая идеализация образов, откровенная развлекательность, эротика и уход от социальной проблематики) стали символом потакания художественной моде и вкусам массового зрителя, агрессивного неприятия всего новаторского в искусстве и коммерциализации художественного творчества.

Претерпев эволюцию от рафинированности к общедоступности, но постоянно сохраняя в себе нечто претенциозное, псевдоутончённое и "возвышенное", салонное искусство всегда стремится как можно полнее отвечать представлениям художественно неподготовленного обывателя о прекрасном, прельщая его антихудожественной идеализацией образов или искусственной патетикой, жеманной экзальтацией чувств, убедительной "достоверностью" воспроизведения натуры либо, напротив, нарочитой деформацией предметного мира с помощью приёмов, ещё недавно казавшихся консервативной публике шокирующей новацией, но уже принимаемых ею как признаки "хорошего тона" в искусстве.

Вместе с тем салонное искусство отнюдь не пассивно, а скорее даже агрессивно в своём обращении к широкому зрителю: оно старается направлять, формировать его эстетические взгляды, навязывая ему в качестве художественных эталонов некие удобопонятные, облегчённые для восприятия образцы, а вернее суррогаты искусства. С развитием средств массовой коммуникации, расширением возможностей репродуцирования и тиражирования произведений живописи и графики салонное искусство всё более профанируется и стандартизируется, становясь в итоге составной частью "массовой культуры" XX века.

Боярский свадебный пир в XVII веке (К.Е. Маковский, 1883 г.) Непременные внешние признаки салонного искусства — нарочитые, «интригующие» эффекты, стилистическое непостоянство исполнителей при их обязательной профессиональной мастеровитости — выводят это понятие за пределы какой-либо эпохи, какого-либо стиля или направления. Родившись на почве академизма (сочетавшего поздние упадочные тенденции классицизма и романтизма), получив питательную среду в натурализме и часто смыкаясь с ним, салонное искусство даёт вульгарную и в то же время претендующую на изысканность версию любого из последующих направлений в изобразительном искусстве.

По большей части, картины так называемых "салонных" художников отличаются великолепной, отточенной техникой, но не несут в себе никакого заряда – ни нравственного, ни политического, ни даже мистического, как у Россетти – и остаются всего-навсего красивыми безделушками, украшавшими быт викторианцев. От прерафаэлитов эти художники позаимствовали интерес к истории, точное воспроизведение деталей, насыщенный колорит. При этом этические поиски прерафаэлитов были им совершенно чужды. Их привлекала только внешняя красота, т.е., у "салонных" художников вовсе не было желания ориентироваться на простоту и безыскусность средневековья. Пожалуй, "безыскусность" здесь будет выступать как полный антоним "салонности".

Наиболее предпочитаемыми жанрами салонного искусства являются мифологический и аллегорический (чаще всего как повод для изображения обнаженной натуры), исторический (обычно в духе псевдоисторической костюмной мелодрамы), бытовой (близкий к анекдоту), портрет (неизменно идеализированный). Расцвет салонного искусства во Франции приходится на годы Второй империи (1852—1870 г.). Среди виднейших мастеров салонного искусства второй половины XIX в. были Тома Кутюр, Александр Кабанель, Франц Шаплен и другие. В России это направление было представлено прежде всего Г.И. Семирадским и К.Е. Маковским.

Психея заходит в сад Купидона (1904 г.)
Психея заходит в
сад Купидона.
Дж.В. Ватерхауз.
1904 г.

Дух ночи (Дж.А. Гримшау, 1879 г.)
Дух ночи. Дж.А. Гримшау. 1879 г.

Тристан и Изольда (Дж.В. Ватерхауз, 1916 г.)
Тристан и Изольда.
Дж.В. Ватерхауз. 1916 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.