Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Резьба


(художественная)

Ларец-теремок (бивень мамонта, металл, 18 в.) Одна из самых распространённых и древних разновидностей декоративного искусства, способ художественной обработки различных материалов (камня, кости, лака, терракоты, дерева, ганча) методом вырезания. Резьба применяется для украшения бытовых предметов, отделки архитектурных сооружений, создания произведений миниатюрной пластики. Специфическим направлением резьбы является глиптика.

Резьба была одним из самых ранних занятий человека. Популярной она остается и по сей день. Несколько древних примеров были сохранены в сухом климате Египта, например, деревянная статуя Шеик-эль-Белед из Старого Королевства. С развитием туризма выработался стереотип, что вырезание деревянных масок и статуэток относится к африканским племенам, однако, культурные традиции народов мира во многом схожи, а в чем-то даже пересекаются и повторяют друг друга. Например, подобные ритуальные маски и статуэтки использовали для своих религиозных обрядов племена Северо-Западного Побережья Америки.

В Японии и Китае резные деревянные элементы издавна использовались для украшения храмов и частного жилья. Мусульманские страны Северной Африки охватывают огромное количество видов архитектурной резьбы по дереву. В Европе резьба по дереву была высоко развита в Скандинавии, (ее примеры сохранены еще с 10 и 11 веков). В Англии готический период способствовал появлению нового, чрезвычайно прекрасного вида резьбы, характерной для тех времен. Хотя пуритане разрушили большую часть всех произведений, достаточная часть их сохранилась, чтобы показать всю красоту этого великолепного искусства. Во Франции резьба по дереву была также частью религиозного искусства, и по сей день вырезанные там запрестольные образы широко известны. Итальянская резьба по дереву процветала в течение готического периода в Пизе, Сиене и Флоренции; в течение Ренессанса она оставалась дополнением итальянского артистического развития.

В Германии многие немецкие художники 15 и 16 веков работали в лесу, создавая монументальные скульптуры и запрестольные образы. Среди самых великих и известных были Ганс Мулчер, Майкл Пакэр, Файт Штос и Тилман Рименшнеидер. С каждым годом резьба по дереву, как вид искусства процветала и развивалась, но в каждой стране по-своему, отражая и сочетая ее культурные ценности и богатое наследие предков.

За перепелом (Ю. Дяченко, резьба по дереву)Резьба различается по видам. Термином "объёмная резьба" определяется обычно мелкая трёхмерная скульптура. Объёмная обработка предусматривает создание пластически цельного произведения с разнообразными пластически-осязательными эффектами. Для высокорельефной резьбы характерно сильное углубление фона, позволяющее достигать многоплановости композиции, выпуклости форм изображений, резкости и силы световых контрастов.

Плоскорельефная резьба даёт невысокий рельеф, носящий обычно силуэтный характер. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение. Разновидностью плоскорельефной резьбы является т.н. заоваленная резьба, в которой края вырезанного рисунка слегка закругляют ("заоваливают"), что позволяет достигать мягкости и сочности форм рельефа, а фон либо углубляют слабо, либо не углубляют вовсе ("подушечный" фон).

Выемчатая (углублённая) резьба представлена двумя основными техниками — трёхгранно-выемчатой и скобчатой. Для трёхгранно-выемчатой резьбы характерен геометрический узор, для скобчатой — ногтевидные, лунообразные элементы орнамента. Декоративная выразительность выемчатой резьбы основана на сочетании графической чёткости орнаментальных форм с живописностью создаваемой ими светотеневой игры.

Контурная резьба — это резьба углублённых линий, декоративный ритм которых четко прослеживается на глади фона.

Сквозная (ажурная, прорезная, пропильная) резьба создаётся полным удалением фона. Она рождает эффект тонкой, лёгкой, работающей на просвет декоративной композиции. В сквозной резьбе для цветового контраста иногда применяются цветные подкладки из другого материала (например, фольга в прорезной берёсте).

При накладной резьбе вырезанный рисунок накладывается на гладкую поверхность, что позволяет получать ровный фон без трудоёмкой его выборки.

Поезд (резьба по слоновой кости) В резьбе для достижения яркой декоративности подчас сочетаются разные её виды — накладная резьба со сквозной, плоско-рельефная с контурной и т.п. Резьба нередко соединяется и с иными способами художественного оформления изделий — объёмная резьба с насечкой металлом, выемчатая резьба с заливкой легкоплавким металлом, контурная резьба с затиркой цветной массой. С целью выявления естественной окраски, фактуры или текстуры материала, а также придания ему нужного цвета, резные изделия отделывают различными способами. Деревянные покрывают лаком, вощат, тонируют (морилками или прозрачными красителями), золотят, окрашивают и расписывают красками, обжигают или закапчивают дымом; костяные полируют, пропитывают парафином.

В резьбе используют древесину мягких (липа, осина, тополь и т.д.) и твёрдых (берёза, клён, бук, самшит и т.д.) пород, камень различной твёрдости: мягкий (гипсовый камень, талькохлорит, известняк и т.п.), твёрдый (нефрит, лазурит, яшма), средний (малахит, мрамор и т.п.). Для резьбы по кости применяют главным образом бивни мамонта и слона, моржовые клыки, кость-цевка, рог. В зависимости от конкретной задачи в резьбе применяют блок материала (монолитные куски камня, кости, древесины — для скульптуры) или пластины (ровные оструганные дощечки — для пряничных досок, панно).

Инструменты для выполнения резьбы разнообразны: нож, топор, набор стамесок, различные резцы и пилки, а также разные виды разметочных инструментов. Для осуществления трудоёмких работ (распиловка, подготовка полуфабриката, первоначальная грубая обработка) всё чаще применяют механический и электроинструмент — отбойные стамески для камня, бормашину для кости и т.д.

Холмогорская художественная резьба по кости
Холмогорская
художественная
резьба по кости.

Резная деревянная икона
Резная деревянная
икона.

Резной стол (дерево)
Резной стол.
Дерево.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.