Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Суворин Алексей Сергеевич


(11 сентября 1834 г., село Коршево Бобровского уезда Воронежской губернии — 11 августа 1912 г., Санкт-Петербург)

Алексей Сергеевич Суворин Российский журналист, издатель, коммерсант, предприниматель, театральный критик и драматург. Родился 11 сентября 1834 г. в селе Коршеве Воронежской губернии, в многодетной крестьянской семье. Тем не менее, мальчик сумел оказаться в числе курсантов Михайловского кадетского корпуса в Воронеже, который и окончил в 1850 г. В 1851 г. он поступил юнкером в Дворянский полк Константиновского артиллерийского училища в Петербурге.

Суворин, обладая ярко выраженными гуманитарными способностями, не имел склонности к военной службе, но обучение в военном училище оказалось для него более реальным способом получить образование, нежели поступление в университет. В 1853 г., окончив курс училища, Суворин отказался от военной службы, сдал экзамены на право преподавания истории и географии. В течение восьми лет преподавал в Бобровском уездном училище, затем в Воронеже, и упорно занимался самообразованием. С 1858 г. Суворин стал помещать переводные стихи и мелкие статейки в «Вазе», «Московском Вестнике», «Весельчаке» и «Русском Дневнике».

В 1861 г. приезжает в Москву, где проводит год, войдя в круг московских литераторов и приобретая знакомства в художественных и предпринимательских кругах. Так формировалась основа будущей широкой общественной и культурной деятельности Суворина. В 1862 г. он перебирается в Петербург, где начинает свою журналистскую карьеру; становится сотрудником и секретарем «Санкт-Петербургских ведомостей» В.Ф. Корша, одновременно пишет для «Русского инвалида» и «Вестника Европы». Скоро становится ведущим фельетонистом столичной прессы.

Талантливый и остроумный Суворин в то время фактически возглавлял либеральный журналистский авангард Санкт-Петербурга. Особой популярностью пользовались его фельетоны, регулярно, в течение десяти лет, появлявшиеся на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей» под псевдонимом «Незнакомец». Как правило, они были посвящены театру — так проявилась одна из главных страстей всей жизни Суворина, позже вписавшая его имя в историю русского театра. Пробовал он себя и в прозе — его рассказы вызывали одобрение Чехова, Лескова, Репина, а роман "В конце века. Любовь." признан в литературоведении предвестником направления русского декаданса.

Могила А.С. Суворина Параллельно развивался другой его талантталант предпринимателя и организатора. С 1871 г. Суворин начинает издательскую деятельность. Сначала он выпускает Русский календарь, вскоре приобретший всероссийскую известность, позже — огромную, включающую в себя около 400 названий, серию «Дешевая библиотека», охватывающую всю историю русской литературы до середины XIX в. Тематика издаваемых им книг постоянно расширялась, его издательский диапазон был огромным — от художественных альбомов (Дрезденская галерея, Лондонская галерея, Императорский Эрмитаж, Палестина и другие) до технических и справочных изданий ("Весь Петербург", "Вся Москва", "Вся Россия").

При этом он вел огромную работу по организации каналов сбыта и распространения издаваемой литературы: открывал книжные магазины в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Ростове, Саратове; добился монопольного права на распространение своей печатной продукции в торговых точках на железных дорогах всей России. А.С. Суворин первым из русских издателей стал выпускать библиофильские издания. Некоторые из его книг по истории, искусству, истории литературы считались в свое время непревзойденными по качеству. Переиздал много памятников русской культуры и мемуаров по истории России.

Эта коммерческая и просветительская деятельность Суворина закономерно привела к следующему шагу — в 1876 г. он приобрел в собственность петербургскую газету «Новое время», и не просто контролировал ее издание, но оставался действующим редактором. А в 1880 г. основал новый историко-литературный журнал «Исторический вестник» (редактором журнала он сделал С. Шубинского).

Особняк А.С. Суворина в Санкт-ПетербургеК этому времени меняется общественно-политическая направленность деятельности Суворина. Крупный предприниматель не мог позволить себе либеральную позицию, волей-неволей он должен был поддерживать политику правящих кругов. Суворин отдался воплощению своей давней мечты — организации театра. Это был театр Литературно-артистического кружка (позже переименованный в театр Литературно-художественного общества), который с самого начала петербуржцы называли театром Суворина. Театр был открыт в 1895 г., и его художественная программа была аполитичной. Главной его целью было просвещение публики и развитие русской культуры — репертуар строился на лучшей современной и классической драматургии.

Однако избежать политики Суворину не удалось: в 1900 г. его театр оказался в центре политического скандала в связи с постановкой пьесы В. Крылова и С. Литвина (Эфрона) "Контрабандисты". После этого в среде либеральной интеллигенции имя Суворина стало одиозным, а его театр и газета потеряли былую популярность. Возродить эту популярность не смог и «Журнал Театра Литературно-художественного общества», издававшийся Сувориным в 1907—1910 г. (за это время вышло десять номеров). На предпринимательской деятельности Суворина этот политический скандал не сказался, его гигантское издательское предприятие продолжало развиваться и процветать.

С 1893 по 1909 г. Суворин вел дневник, ставший заметным явлением в истории русской мемуарной литературы. Находясь в самом центре политической, общественной и культурной жизни России, Суворин выступил как умный наблюдатель, создавший яркие портреты многих выдающихся деятелей. Не предназначенный для печати, "Дневник" Суворина содержит достоверные факты и сведения, во многом по-новому характеризующие известных политических, общественных и литературных деятелей конца XIX начала XX веков.

Скончался Суворин 11 августа 1912 г. в Царском Селе на собственной даче вблизи Баболовского дворца. После его смерти театру Литературно-художественного общества (просуществовавшему до 1917 г.) было присвоено имя А. Суворина. А под заголовком газеты «Новое Время» было решено навсегда оставить подпись: «Основатель А.С. Суворин»


Дневник Алексея Сергеевича Суворина
Дневник Алексея
Сергеевича Суворина.

А.С. Суворин у себя дома (К. Булла)
А.С. Суворин у
себя дома. К. Булла.

Портрет Алексея Сергеевича Суворина
Портрет Алексея
Сергеевича Суворина.
И.Н. Крамской. 1881 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.