Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Эпоха


(по-гречески epoche, буквально — остановка)

Призвание апостола Матфея (Караваджо, барокко)Продолжительный период времени, характеризующийся значительными событиями, явлениями, процессами в природе, общественной жизни, науке, искусстве и т.д. В геологии эпохой называют единицу относительной геохронологической шкалы, соответствующей времени образования отложений геологического отдела.

Эпоха в астрономии — средняя гелиоцентрическая долгота планеты в данное время.

В истории — важное событие, происшествие, от которого считают новый исторический период.

Основные эпохи в искусстве:

Барокко (по-итальянский barocco — странный, причудливый; по-португальски perola barroca — жемчужина неправильной формы) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Франция. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».

Проторенессанс (от греческого protos — первый и французского RenaissanceВозрождение) — эпоха в истории итальянской культуры конца XIII века и начала XIV столетия, подготовивший почву для искусства Возрождения.

Игроки в карты (Л. Лейденский, возрождение)Сложившемуся главным образом в Тоскане проторенессансу были свойственны пробуждающийся интерес к античному наследию (пластика Никколо Пизано), стремление к уравновешенности и спокойствию архитектурной формы (постройки Арнольфо ди Камбио), к убедительности пространственных построений, эмоциональной выразительности образов, материальной осязаемости форм (живопись Пьетро Каваллини и в особенности Джотто ди Бондоне, а также братьев Амброджо и Пьетро Лоренцетти).

Возрождение (по-французски Renaissance, по-итальянски Rinascimento) — в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени (приблизительные хронологические границы Возрождения: в Италии — XIV—XVI в., в других странах — конец XV — XVI в.). Наиболее отличительные черты культуры Возрождения, в своей антифеодальной основе, — светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, как бы «возрождение» его. Отсюда и название «Возрождение».

Кватроченто (по-итальянски quattrocento, буквально — четыреста) — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения. Это время творчества Пьерро делла Франческа, Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Перуджино и многих других.

Просвещение — эпоха религиозного упадка европейского общества, отказ от религиозного миропонимания XVII—XVIII веков, основой для которой стал рационализм.

Прибытие царицы Савской к Соломону (П. Франческа, кватроченто)Начавшись во Франции, Нидерландах, Германии и Англии, это движение распространилось на всю Европу, включая Россию. Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Как синоним просвещения иногда употребляется выражение «философия XVIII века».

Рококо (по-французски rococo, от французского rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль) — стиль в искусстве и архитектуре, возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная загруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.


Положение во гроб (П. Лоренцетти, проторенессанс)
Положение во гроб.
П. Лоренцетти. Проторенессанс.

Воздержанность Сципиона Африканского (П. Батони, рококо)
Воздержанность Сципиона Африканского.
П. Батони. Рококо.

Весна (С. Боттичелли, просвещение)
Весна. С. Боттичелли. Просвещение.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.