Поиск  | Карта сайта       Главная > Документы > Документы 1833-1861



1843.05.10/2 - Письмо И. К. Айвазовского А. Р.Томилову об успехе своих картин в Париже и о своих творческих планах.

Письмо И. К. Айвазовского А. Р.Томилову об успехе своих картин в Париже и о своих творческих планах.

10/2 мая 1843 г., Париж

Добрейший Алексей Романович!
Не знаю, получили ли Вы мое письмо из Италии. Я, кажется, уже описывал Вам про все, что я сделал в эти три года. Теперь спешу только сказать Вам про здешнюю выставку. Я приехал сюда из Венеции в декабре с тремя картинами для выставки, хотел было еще написать бурю, но не успел и потому только выставил тихие моменты — одна большая картина Венеции, другая — монахи при закате солнца в Венеции и третья — ночь там же. Судьи здешней Академии очень были довольны моими картинами на выставке. Не могли большого эффекта произвести по скромным сюжетам, но вообще нравятся. Они меня очень хорошо познакомили с художниками здесь, в Турине же разов шесть хвалили, а была еще критика в прессе в Siecle в journal des Beard arts и france-litteraire и еще article*). Во всех этих журналах очень хорошо отзываются про картины мои, что меня очень удивило, ибо французы не очень жалуют гостей, особенно русских художников, но как-то вышло напротив, а кроме журнальных похвал и прочего, здешние известные любители, граф Портал ее и другие члены общества художественного желали иметь мои картины, но так как они уже принадлежат, то я обещался сделать. А что более доказывает мой успех в Париже, это желание купцов картинных, которые просят у меня картины и платят большие суммы, а сами назначили им цены, за которые продают здесь Гюдена картины, одним словом, очень дорожат моими. Все это меня радует, ибо доказывает, что я им известен очень хорошей стороной1.
Однако довольно похвастался, теперь скажу о главном, все эти успехи в свете вздор, меня они минутно радуют и только, а главное мое счастье — это успех в усовершенствовании, что первая цель у меня. Не судите меня по картинам, что вы видели в последней выставке в Петербурге, теперь я оставил все эти утрированные краски, но между тем нужно было тоже их пройти, чтоб сохранить в будущих картинах приятную силу красок и эффектов, что весьма важная статья в морской живописи в прочем и во всех родах живописи, можно сказать, а кроме трех моих картин, что на выставке, я написал две большие бури и совсем окончил, надеюсь, что это лучше всего, что я до сих пор сделал. Жаль, что я не успел их написать к выставке, все это я отправлю к сентябрю в Петербург. Теперь я предпринимаю большую картину, бурю, случившуюся недавно у африканских берегов далеко от берега (8 человек держались 45 дней на части корабля разбитого, подробности ужасные, и их спас французский бриг, об этом писали в газетах недавно). Теперь я очень занят этим сюжетом и надеюсь Вам показать ее в сентябре в Петербурге.
Год тому назад я имел удовольствие в Генуе встретить Анну Васильевну Сарычеву, очень мне было приятно видеть ее и слышать про Вас и про доброе Ваше семейство, а еще было бы радостнее видеть Вас, а может, впрочем приеду на некоторое время, хотя еще три года могу оставаться, не приезжая, но может быть необходимо будет самому поехать с большой картиной. Это письмо взялся доставить добрый Петр Петрович Ланской2, который едет сегодня в Петербург. Мы часто говорили с ним про Вас, про Ваше доброе попечение обо мне и проч. Он может Вам рассказать подробнее про меня и картины мои. Извините, что так бессвязно и спешу написать, сейчас уезжает. Прошу передать мое почтение Александре Алексеевне, Роману Алексеевичу, Нине Алексеевне, Александре Ивановне, почтенному семейству Философовых3 и господину Заболотскому4 и всем, всем знакомым. А прошу Вас быть уверенным во всегдашней моей к Вам истинной привязанности и благодарности.

Ваш Иван Айвазовский.

Кстати перепишу две журнальные статьи, которые у меня находятся, а другие может быть получают в Петербурге**.

ЦГИАЛ, ф. 1096, оп. 1, д. 130, л. 9—10. (Автограф)


*«Веке», в журналах «Искусство», «Литературная Франция» и «Артист» (франц.).
**Далее следует заметка на французском языке.

1Совет Парижской Академии художеств в мае 1843 г. присудил ему золотую медаль за отличные произведения морской живописи.
2Ланской Петр Петрович — генерал-адъютант, крымский помещик.
3Философов Алексей Илларионович (1799—1874) — генерал-адъютант.
4Заболотский П. Е. (1803—1866) — русский художник, портретист и пейзажист.


2

99

Дарьяльское ущелье в лунную ночь. 1868


1843.10 - Письмо В. И. Штернберга И. К. Айвазовскому об успехах русских художников в Италии.

Спасибо тебе, любезный Айвазовский, за письмо из Чаватавской, которое меня немало удивило, т. е. не письмо, а Чаватавская. Я думал получить от тебя письмо из Мальты, или из Сицилии, скорее из Африки с края...

1844.06.10 - Письмо И. К. Айвазовского В. И. Штернбергу о своих впечатлениях от голландской живописи и голландских художников.

Пред отъездом моим из Парижа получил я твое последнее письмо, любезный мой друг Штернберг, но хлопоты по отъезду не допустили написать к тебе из Парижа. Теперь я рад, что отсюда пишу к тебе, ибо хочу сказать, до какой...

1844.07.01 - Извещение министра Двора президенту Академии художеств о награждении И. К. Айвазовского орденом св. Анны.

Высочайшим указом, данным в сей день Капитулу1, художник Айвазовский, в уважение отличного его таланта в живописи, пожалован кавалером ордена святой Анны 3-й степени...






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.