Поиск  | Карта сайта       Главная > Документы > Документы 1833-1861



1846.05.17 - Письмо И. К. Айвазовского католикосу Нерсесу о вредной деятельности иезуитов.

Письмо И. К. Айвазовского католикосу Нерсесу о вредной деятельности иезуитов.

17 мая 1846 г. Феодосия.

Трижды блаженный святейший духовный владыка!
Не решившись покинуть места своего рождения, я лишил себя счастья лично обратиться к благословению Вашего святейшества, дабы принести свою признательность за оказанное Вашим святейшеством мне внимание.
Обретя волею его императорского величества, убежище в сей Таврической губернии для работы над картинами, я задержался здесь по сию пору. Завершив работу, в начале сего июня предприму путешествие в Санкт-Петербург и двадцатого сего же месяца намереваюсь представить его величеству мои готовые произведения.
Зная, сколь усердно бьется святое сердце Вашего святейшества о благополучии паствы своей, осмелюсь напомнить о беседе, которую я имел счастье вести лично с Вашим святейшеством по поводу удаления из наших краев мхитаристов*, а равно о запрещении ввоза в Россию печатных книг тех же мхитаристов. Необходимость сих мер, кроме веских причин, Вашему святейшеству известных, диктуется поведением здешних иезуитов о. Минаса и о. Вртаиеса, кои весьма чувствительно отравили покой наших соотечественников неподобающими речами, как только состоялся отъезд Вашего святейшества. Терпеть их сил не стало. Народу нашему немало вреда было причинено их проповедями, содержание коих излагать Вам не буду, дабы не причинить Вашему святейшеству треволнений1.
Вашему святейшеству также известно, что среди народа нашего образованных людей мало, посему невозможно, чтобы на многих не сказалось их пагубное влияние.
Без всякого сомнения, известно, что удаление католических** священников-армян из наших краев принесет нации нашей много пользы. И ежели на их место, положим, прибудут польские священники, то едва ли народ от этого что-нибудь выиграет.
Молю ваше святейшество простить меня, позволившего себе лишнего, заведя разговор о сих вещах, причина, однако же, кроется, во-первых, в моем убеждении, что нация наша от подобных мер только осчастливится, во-вторых, и дух времени позволяет, чтобы мы пользу извлекли из оных дел. Наконец, уповаю на волю Вашего святейшества, ибо знаю, что Вы постоянно печетесь о благоденствии вашей паствы.
С нетерпением ожидаю, исполнения просьб моих, а также надеюсь услышать от министра Льва Алексеевича Перовского мнение по поводу сказанного мною.
По настоянию образованных людей здешних мест, я согласился устроить двадцать первого мая выставку2 новых картин своих, исполненных нынешнею зимою, к каковому сроку ожидаю, прибытия в Таврическую губернию почтенных лиц, в числе коих будет его высокоблагородие Торос ara Даниелян с семьей.
Моя мать, вдова ее брата, сестра и вся семья наша нижайше прикладываются к Вашей святой деснице и уповают на благословение Вашего святейшества. Пребывая в постоянном уповании на Ваше святое благословение, молю удостоить меня вниманием Вашего святейшества, отписав мне в С.-Петербург. Остаюсь навечно всепокорным слугой Вашего святейшества.

Оганес Айвазовский

Матенадаран, Архив католикоса, д. 121, док. 15. (Перевод с армянского).
(Письмо опубликовано в ж. "Эчмиадзин", 1951, № 9-10, стр. 19—22).


*Следует подразумевать мхитаристов-католиков.
**В оригинале римских.

1Нерсес Аштаракеци (1770—1857 гг.) — католикос всех армян в 1843—1857 гг.
Из письма видно, что Айвазовский был ранее знаком с католикосом. В 1843—1845 Нерсес Аштаракеци находился в Петербурге, где Айвазовский мог с ним познакомиться. Еще раньше, в 1830—1843 гг., Нерсес был начальником Нахичевано-Бессарабской епархии, в которую входила и Феодосия, что также могло служить поводом для их знакомства.
Иезуиты сеяли вражду между армянами, стремились подчинить их власти папского Рима. Айвазовский выступает против агентов Ватикана вплоть до обращения к русскому правительству. Известно, что под сильным давлением русских прогрессивных общественных слоев в 1820 г. иезуиты были изгнаны из России. Однако и после этого они пытались проникнуть в Крым.
Протест Айвазовского против деятельности иезуитов свидетельствует о том, что молодой художник еще в 40-х годах принимал энергичное участие в армянской общественной жизни.
Той же теме посвящено его письмо 1888 г. (см. док. № 197).
2Выставка произведений Айвазовского в Феодосии открылась 18 мая 1846 г.


Утро на морском берегу. Судак. (Айвазовский И.К.)

Лунная ночь на Капри (И.К. Айвазовский)

5


1846.06.05 - Из письма А. И. Серова к В. В. Стасову о своих впечатлениях от картин Айвазовского.

«Картины «Керчь», «Феодосия» и «Одесса» стоят полных 12 баллов, а «Константинополь» — 12. Я не знал, что это была для Айвазовского последняя из его больших работ, но сразу заметил, что он тут пошел дальше тех картин...

1846.07.18 - Запрос генерал-адъютанта Адлерберга президенту Академии художеств о размере вознаграждения И. К. Айвазовского за взятые у него царем картины.

Ваше императорское высочество!
По высочайшему повелению имею честь всепокорнейше просить Ваше императорское высочество удостоить меня...

1847.02.20 - Уведомление министра Двора президенту Академии о сделанном им распоряжении по доставке 7 картин И. К. Айвазовского из Эрмитажа в Академию на выставку.

Имею честь уведомить Ваше императорское высочество, что мною предложено господину начальнику 2-го отделения Эрмитажа доставить в императорскую Академию художеств, для выставки в оной, семь картин академика...






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.