|
|
|
|
Наследие...
Окончательный отказ Айвазовского от помпезного романтизма, отказ, завершившийся в 60—70-х годах, свидетельствует о внутреннем стремлении художника ко всему передовому и прогрессивному в реалистическом русском искусстве. Этот важнейший процесс в творчестве Айвазовского в итоге привел художника к новым вершинам мастерства в картине "Черное море".
Картина свидетельствует о том, что Айвазовский сумел увидеть красоту близкой ему стихии не только во внешних эффектных проявлениях, но и в едва уловимом строгом ритме ее дыхания, в скрытой, потенциальной ее мощи.
В картине "Черное море"Айвазовский, воссоздав с особой изобразительной ясностью и художественной правдой внешний ритмический рисунок череды набегающих волн, вместе с тем передал неотъемлемое от зрительного образа шумовое звучание, ассоциирующееся с музыкальным ритмом. Картина настолько эмоционально насыщенна, что ее образ невольно вызывает в нашей памяти ритмы мелодий из программных произведений музыканта-мариниста Римского-Корсакова: "Море", "Садко", "Шехеразада". И в этом заключается особое очарование полотна. Художественная общественность того времени ясно почувствовала силу воздействия картины. Отношение к ней вылилось
В необычайный для сдержанного Крамского отзыв: "...это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю...".
Айвазовский написал ее в преклонном возрасте, когда для подавляющего большинства художников творческие искания, творческие удачи и подъем мастерства остаются позади.
В 80-х годах картины Айвазовского были широко известны, и появление их на очередных выставках стало привычным явлением. Тем не менее картина "Черное море" была воспринята как выдающееся событие. В ней с небывалой до того полнотой раскрылись реалистические стороны искусства Айвазовского. Художнику больше чем когда-либо удалось создать обобщенный образ грозной морской стихии, не прибегая ни к патетической драматизации сюжета, ни к световым или красочным эффектам.
Картина была тогда же приобретена П. М. Третьяковым; она глубоко взволновала художественные круги, так как стала очередной ступенью на пути нового, неожиданного для многих подъема дарования художника и вехой в развитии русской реалистической пейзажной живописи.
Позднее Айвазовскому еще не раз удавалось создавать произведения, интересные по живописным достоинствам, жизненности и какой-то особой молодости ощущений. Не раз в творчестве мастера проявлялись новые черты восприятия, отразившиеся на отдельных циклах его марин, написанных в необычных до того красочных гаммах, придающих иное звучание, не свойственное его прежним работам. Все чаще Айвазовский отказывается от внешних живописных эффектов, ярких красок и великолепных сочетаний цвета ради более скупой, сдержанной красочной гаммы. И это следует рассматривать как новые достижения в мастерстве его живописи, как расширение и углубление реалистической направленности его искусства.брат | Автопортрет. (Айвазовский И.К.) | Море с кораблем. (Айвазовский И.К.) |
|
|
|
|
|
|
|