Поиск  | Карта сайта       Главная > Биография > Итальянская поездка > Странствия по Европе. Признание



Итальянская поездка

1 -  2 -  3

Хаос. Сотворение мира (И.К. Айвазовский) С удовольствием работая над разнообразием морских пейзажей, стремясь не повторяться в их сюжетах, Айвазовский всякий раз искал новых оттенков освещения морской воды или облаков, состояния атмосферы. Но он стремился найти и свою, новую тему в пейзаже, свойственную только ему. Такой картиной стала большая композиция которую художник назвал "Хаос". Она изображает движение необузданной первозданной стихии, которую озаряет комета, являя собою создателя стихий — неба, земли, воды. За основу идеи картины Айвазовский взял слова из книги Бытия: "Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою". Картина привлекла внимание Папы Григория XVI. Он приобрел ее для Ватикана и наградил художника золотой медалью. Гоголь с веселой шуткой поздравил Айвазовского: "Исполать тебе, Ваня! Пришел ты, меленький человек с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане".

Казалось бы, такой шумный успех, признание, слава, которые сопровождали почти каждое новое произведение Айвазовского, могли создать атмосферу сплошного праздника, богемности, рассеянной жизни. Но натура художника не принимала подобного стиля жизни. И от пьянящих увлечений его тоже спасал главный, и пожалуй, единственный интерес — его творчество, которому было подчинено все. Первоначальные материальные затруднения — половину скромного содержания, что он получал от Академии художеств, Айвазовский отсылал матушке в Феодосию — вскоре закончились. Продажа картин приносила достаточное и уверенное обеспечение. Это давало художнику возможность путешествовать.

В последние полтора года пребывания за границей Айвазовский много странствовал. Айвазовский предпринял поездку в Испанию, на Мальту, посетил Англию, Францию, Швейцарию, Германию, Голландию. Он посетил крупнейшие города европейских государств — Лондон, Лиссабон, Мадрид, Барселону, побывал на Гибралтаре. Его влекли места, где он мог пополнить свои впечатления, связанные с морем, традициями маринистической живописи, накопить новый опыт. Во время поездок художник неустанно работал. Он не расставался с альбомом. В рисунках и набросках Айвазовский фиксировал свои впечатления, все, что поражало и увлекало его.

Странствуя по Европе, Айвазовский довольно часто избирал в качестве средств передвижения суда и пароходы. Одно из таких плаваний в 1842 году едва не кончилось трагически. В Бискайском заливе пароход, на котором находился художник, попал в жестокий шторм и чудом уцелел. Спустя 35 лет на страницах журнала "Русская старина" Иван Константинович Айвазовский так вспоминал об этом драматическом эпизоде в своей жизни: "Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранить в памяти впечатление, произведенное на меня бурею, как дивною живою картиною". Даже попав в предельную для психологического состояния ситуацию, художник не изменил своему чувству истинного творца. Яркое тому свидетельство — его известная на весь мир картина "Девятый вал", написанная в России в 1850 году. Восемь лет, прошедшие со дня катастрофы, в которой побывал художник, не помешали ему сохранить в памяти пережитые ощущения и выразительно передать на полотне неумолимую силу разыгравшейся морской стихии.

Девятый вал (И.К. Айвазовский)Айвазовский не упускал возможности выставлять свои картины в европейских городах. На каждой выставке ему сопутствовал успех. Один из соотечественников записывал в своем дневнике впечатления от картин Айвазовского на римской выставке: "С каким восторгом говорили мы это "наш" в Риме, с какой гордостью смотрели мы на слово Russo, написанное под его картинами". Курьезные отзывы появились неожиданно в берлинских газетах. Мастерство в передаче воды, тончайших световых эффектов вызывало такое изумление, что критики решили — очевидно, русский художник глухонемой. Только при недостатке слуха и речи может так остро развиться зрение.

О всеобщем признании мастерства художника свидетельствуют такие факты. Ватиканская галерея, в собрание которой входили произведения лучших художников мира, приобрела у Айвазовского в 1841 году большую картину "Хаос" ("Сотворение мира"). На выставке, организованной в 1843 году в Париже, совет Парижской академии присудил Айвазовскому за представленные в экспозиции работы золотую медаль. Художником были показаны на выставке, проходившей в Лувре, три работы: "Море в тихую погоду", "Ночь на берегу Неаполитанского залива" и "Буря у берегов Абхазии". За выставленные в Лувре картины Айвазовский был награжден золотой медалью.

А вскоре, все в том же 1843 году, Айвазовский получил из Петербурга последний, одиннадцатый, номер "Художественной газеты". Обозреватель Северной Пальмиры писал о нем так: "В Риме и Неаполе все говорят о картинах Гайвазовского. В Неаполе так полюбили нашего художника, что дом его целый день наполнен посетителями. Вельможи, поэты, ученые, художники и туристы наперерыв ласкают его, угощают и, воспевая в стихах, признают в нем гения. Даже король неаполитанский изъявил желание через нашего посланника Гурьева увидеть русского художника и его чудесные картины. Его Величество долго разговаривал с Гайвазовским и купил у него картину, изображающую неаполитанский флот".

Кораблекрушение (И.К. Айвазовский) "В Риме, на художественной выставке, — продолжал рецензент, — картины Гайвазовского признаны первыми. "Неаполитанская ночь", "Буря" и "Хаос" наделали столько шуму в столице изящных искусств, что залы вельмож, общественные сборища и притоны артистов огласились славою новороссийского пейзажиста. Газеты гремели ему восторженными похвалами, и все единодушно говорили и писали, что до Гайвазовского никто еще не изображал так верно и живо света, воздуха и воды..."

Во время нахождения в заморских краях Айвазовским было написано восемьдесят картин. Пятьдесят из них он привез в Россию. В основном на них были изображены виды Неаполя, Венеции, Амальфи, Сорренто, Капри. Наряду со многими полотнами, где представлены лучезарные виды Неаполя и Венеции, Айвазовский в 1843 году создает картину "Кораблекрушение". Здесь чувствуются проявление романтической направленности творчества Айвазовского. Его уже не интересует обыденное состояние природы, его внимание привлекают исключительные, эффектные моменты. Сказалось также влияние голландских маринистов XVIII века, искусство которых любил и изучал Айвазовский. В Голландии — на родине первых художников-маринистов XVII века — за высокое мастерство и поэтичность живописи маринисту из России в 1844 году было присуждено почетное звание академика.

И.К. Айвазовский провел в Европе четыре года. За первые два года пребывания за границей им было написано более сорока картин. Художник регулярно устраивал выставки своих работ, которые пользовались у ценителей искусств и самой широкой публики неизменным успехом. Отказавшись от неудачных попыток рабского копирования природы и на практике убедившись в том, что в таких полотнах исчезает душа художника, в начале 1840-х годов И. Айвазовский окончательно утвердился в пейзажной живописи как сторонник романтического направления.

Берег моря. Штиль (И.К. Айвазовский) Парижские газеты писали, что при таком успехе, который имеет русский живописец в Европе, он вряд ли захочет вернуться в Россию. Но именно эти предположения ускорили возвращение Айвазовского в Петербург. "Это побудило меня сократить время пребывания моего за границей на два года, — объяснял он причину своего возвращения в Россию и продолжал — Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам удостоили меня самыми лестными поощрениями, и внутренне я не мог не гордиться моими успехами в чужих краях, предвкушая сочувственный прием на родине".

В 1844 году художник обратился в Петербург с просьбой о разрешении вернуться на родину до окончания срока. Просьба была удовлетворена. По пути в Россию Айвазовский совершил короткую остановку в Амстердаме. Основоположники морской живописи — голландские художники — встретили молодого живописца как триумфатора. Организованная Айвазовским небольшая выставка вызвала восхищение не только знатоков и ценителей изобразительного искусства, но и широкой публики. В последний день работы выставки в торжественной обстановке Айвазовский был удостоен звания члена Амстердамской академии художеств. В конце лета 1844 года живописец прибыл в Петербург.

К 27 годам Айвазовский стал членом Петербургской, Римской и Амстердамской Академии художеств.

Сверху вниз:
Хаос. Сотворение мира.
1841 г. Бумага, масло. 106х75 см. Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция.
Девятый вал. 1850 г. Холст, масло. 221х332 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Кораблекрушение. 1843 г. Холст, масло. 116х189 см. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия. Берег моря. Штиль. 1843 Холст, масло. 114х187см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1 -  2 -  3


Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны.

Кораблекрушение (И.К. Айвазовский)

Портрет Айвазовского (С. Рымаренко)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.