Dark art искусство. Галерея ужаса, уроки photoshop, неформатное видео.
Поиск  | Карта сайта       Главная > О творчестве Айвазовского > Писатель В. С. Кривенко



Мастерство художника. Страница 3

1 - 2 - 3 - 4

Айвазовский был натурой сложной и разносторонне одаренной. Он был поэтически мыслящим художником, живописцем, который развил и довел свое мастерство до высокого совершенства. Айвазовский тонко чувствовал поэзию и сам умел литературно воплощать свои чувства и мысли. Он был музыкально одарен и, постоянно бывая у Глинки, музицировал в его доме, играл на скрипке восточные народные мелодии, две из которых композитор включил в оперу "Руслан и Людмила".

И хотя Айвазовский мог бы проявить свои способности в различных областях искусства, развитие его вкуса и симпатии с молодых лет шли в одном русле, что обусловило цельность и ясность его мировосприятия и ранний расцвет дарования. Процесс становления и развития творчества художника протекал удивительно четко, без каких-либо отклонений, порождаемых посторонними влияниями.

Искусство Брюллова в свое время оставило след на мастерстве Айвазовского и даже на методе его работы. И это легко объяснимо: их творчество во многом шло одним путем и определялось общим процессом развития русского искусства. Кроме того, в их натурах и в характерах дарований было много родственного. Они  работали в одну  эпоху, и поэтому  естественна и общность их взглядов на задачи искусства, на творческий процесс.

7Многие молодые русские художники середины прошлого века были увлечены и покорены искусством Брюллова, стремились идти тем же путем, но ни один из них не возвысился до уровня его мастерства. Их живопись большей частью носила характер подражания. Только Айвазовский создал произведения, стоящие по мастерству в одном ряду с полотнами Брюллова.

Брюллов и Айвазовский, каждый в своей области, были прекрасными живописцами, для которых не существовало трудностей технического порядка. Их мастерство часто переходило в виртуозное исполнение и само по себе было явлением выдающимся, удивительным. Но Айвазовский, при равной степени мастерства, имел то преимущество, что был наделен счастливым даром неиссякаемой фантазии, питавшей его творчество на протяжении шестидесяти лет. Айвазовский, как говорили в старину, был натурой артистической.

Он тонко ощущал разницу между поэтическим отношением к творчеству, поэтическим претворением действительности и ремесленным ее изображением в живописи, лишенным глубокой мысли и чувств. Не случайно еще в молодости в одном из писем, восхищаясь золотой головкой работы античных ювелиров IV века до н. э., найденной им в древнем погребении Феодосии, Айвазовский назвал себя артистом: ".. я, как артист, в восхищении.. .". Он искал для выражения своих чувств слова, наиболее точно отражающие его восторженное состояние, и назвал себя артистом, то есть человеком повышенной эмоциональности. Он ясно сознавал высокий первозданный смысл и значение слов "творчество", "вдохновение" и этим понятиям остался верен на всю жизнь, они направляли его искусство.

Айвазовский был человеком непосредственным, живым, активным, легко загорающимся от едва мелькнувшей мысли. И в своем творчестве и в повседневном быту он был юношески быстр в осуществлении своих замыслов. Эта черта его характера сохранилась до глубокой старости. Она придала его искусству драгоценные свойства — живость и непосредственность, которых часто недостает молодым художникам. Несмотря на то, что Айвазовский был по природе нетерпелив, при создании своих произведений он всегда доводил их до высокой степени законченности. Мы не знаем незавершенных полотен Айвазовского (за исключением последней картины, работу над которой прервала внезапная смерть художника). А в его наследии очень мало картин, подвергавшихся переделкам. Творческий процесс протекал у Айвазовского и в молодости и в глубокой старости удивительно ровно, без каких-либо трудных поисков. С ясным сознанием цели он уверенно шел по пути разрешения иногда очень сложных живописных задач. Нельзя сказать, что Айвазовский сознательно избегал тем или сюжетов, требующих большого творческого поиска. В старости он все чаще стремился к созданию картин грандиозных, отражающих морскую стихию в момент наивысшего напряжения.

бриг меркурийПисатель В. С. Кривенко, вспоминая о том, как он гостил в Феодосии у И. К. Айвазовского, записал: "В наш приезд в галерее работал Иван Константинович над большим полотном. В широком живописном халате, с палитрой и кистью в руках, с молодыми блестящими глазами, устремленными на оживающее полотно, художник был положительно эффектен. Он не стеснялся присутствием гостей, усиленно приглашая нас каждое утро в свою мастерскую. По легкости, видимой непринужденности, по довольному выражению лица (во время работы.— Н. Б.) можно было смело сказать, что такой труд — истинное наслаждение".

В 1864 году Айвазовский написал одну из своих самых вдохновенных картин — "Вид Ялты при восходе солнца" (Галерея Айвазовского, Феодосия), навеянную, как часто с ним бывало, поэзией Пушкина.

Ялта по справедливости считается одним из самых красивых мест в Крыму, недаром ее прозвали "жемчужиной Крыма". Айвазовский показал красоту крымской  природы, и по его картинам русское  общество впервые познало природу этого края. Много раз Айвазовский писал Ялту. Пять полотен находятся в Феодосийской галерее. Рассматривая их, мы восхищаемся поразительным талантом великого мариниста, умевшего воспринимать не внешние признаки природы, а то, что составляет самые драгоценные черты ее: вечную подвижность, изменчивость, разнообразие ее состояний, зависящих от освещения, влажности воздуха, времени года, дня и т. д.

Айвазовский  тонко  почувствовал, что прелесть и красота  Ялты  состоят  не  только  в  рисунке бухты у подножия города, и не в устойчивости очертания гор, по склонам которых тесно лепятся городские постройки, и не в перспективе, открывающейся на мыс Аю-Даг, а в неповторимости, изменчивости состояний и красок природы в этом крае, которые и придают такое богатство и разнообразие живописным образам его картин.

На трех картинах Феодосийской галереи Ялта изображена в вечерний предзакатный час. Четвертая картина изображает раннее утро, когда солнце, вставшее над горизонтом, окрашивает в лиловато-розовый цвет влажную пелену, окутывающую и дальние горы, и постройки города, и парусный корабль в гавани. Пятая картина, вновь вернувшаяся в Феодосию из частного собрания г.Риги, хотя и показывает Ялту в то же время суток, по живописному содержанию совершенно иная. Она гораздо богаче по колориту и композиции и отчетливее передает трудно уловимое состояние природы.

12В 60-х годах наступил полный расцвет дарования Айвазовского. К этому времени он овладел вершинами живописного мастерства, а его восприятие мира достигло гармонического равновесия. Остались позади романтическая патетика живописных образов, чрезмерная насыщенность колорита картины; художник обрел чувство меры, которое сопутствует творчеству выдающихся мастеров искусства.

Картина "Ялта при восходе солнца" создана в мастерской по воспоминаниям. Эта картина написана даже без предварительного карандашного рисунка с натуры, который обычно делал Айвазовский. Обладая поразительной зрительной памятью, Айвазовский лишь наметил на холсте силуэт гор, дугу ялтинской бухты, прибрежный холмик с церквушкой, городские дома, лепящиеся вокруг нее, то есть дал канву будущей картины.

Силой своего мастерства он оживил все в картине: над горизонтом поднялось солнце и золотым блеском озарило небо, горы, зеркальную гладь моря и городские дома; стоят могучие пирамидальные тополя, меж которыми вьется тропинка, уходящая в тенистую даль. А на переднем плане на легкой морской зыби, поднятой утренним бризом, искрится и сияет отраженное солнце. Его блеск и живая игра бликов на изумрудном море являются зрительным центром композиции, который определяет мажорный строй всей картины, такой близкой и родственной пушкинским строфам, написанным в Крыму: "Волшебный край, очей отрада.. ."

Сверху вниз:
Украинский пейзаж с чумаками при луне. 1869
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими коряблями. 1892
Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
Буря на Ледовитом океане. 1864
Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского


1
- 2 - 3 - 4


Марина. 1860-е

Южная ночь. Крым. 1848

Спасающиеся от бури. 1872




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.