Айвазовский в истории
Имя Ивана Константиновича Айвазовского вот уже более ста лет остается одним из самых популярных среди имен русских художников. Редко кому доводилось при жизни завоевать такую славу какую узнал Айвазовский еще в молодые годы. Слава его была необычной и всеобщей. Картины Айвазовского вызывали восторг у его собратьев-художников, у признанных знатоков искусства, у широкой публики. В сороковых годах прошлого века имя едва окончившего академический курс живописца передавалось из уст в уста и в России, и далеко за ее пределами.
Заграничные академии избирали его своим членом. Наконец, он был вторым русским художником (после Ореста Кипренского), удостоившимся чести помещения автопортрета в Галерею Уффици во Флоренции.
Эта необычная слава вполне оправданна. Не было тогда другого художника, который мог бы так убедительно, так блестяще и вместе с тем свободно и легко справиться с труднейшим мотивом живописи — изображением изменчивой стихии моря.
Айвазовский был не просто маринистом по профессии. Он отлично знал море, искренне и верно его любил. Если время от времени художник и обращался к иным пейзажным темам и даже к портрету, то это имело лишь эпизодический характер. До последнего дня жизни он оставался верен избранному жанру. Айвазовский начинал творческий путь в ту пору, когда в России широко распространилось романтическое направление, сыгравшее важную роль в становлении русской пейзажной живописи второй половины XIX века. Романтическое начало присутствует не только в ранних картинах Айвазовского, но и в большинстве его поздних работ. Кораблекрушения, ожесточенные морские бои, бури, несущиеся тучи, неверный лунный свет всегда оставались любимыми мотивами его произведений.
Продолжая традиции крупнейших русских пейзажистов начала XIX столетия, однако никому и никогда не подражая, Айвазовский создал свою традицию и школу, оставившую след в современной ему и более поздней маринистической живописи.
Живописец Айвазовский был неутомимым и разносторонним общественным деятелем. Постоянно и бескорыстно заботился он о благе своего города, многим помогал, особенно молодым художникам, пристально следил за событиями в мире и всегда с глубоким сочувствием относился к освободительному движению народов.
Всей своей жизнью Айвазовский оставил добрую память о себе у сограждан и соотечественников.
Вид Константинополя при лунном освещении. (Айвазовский И.К.) | Буря на море. (Айвазовский И.К.) | Буря на море. |