Поиск  | Карта сайта       Главная > Книги > Воспоминания об Айвазовском > Н.Н.Кузьмин.Воспоминания об Айвазовском



Воспоминания об Айвазовском. Страница 15

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Однажды император Николай Павлович заметил, что находит, что всплески от ядер на воде не совсем согласны с действительностью и надо исправить картину. И.К. позволил себе отозваться, что предпочитает вместо исправлений написать новую картину, и государь согласился с предложением художника, но министр двора кн. П.М. Волконский предупредил его, что вторую картину он обязан написать без всякого уже за нее вознаграждения.

"Даже без этого предварения я не упомянул бы и сам о вторичной плате, - говорил И.К., но покойный император Николай Павлович, со свойственной ему истинно царской щедростью, приказал выдать мне и за вторую картину точно такое же вознаграждение, как и за первую", - и прибавлял об обаятельной благосклонности и обхождении государя, с которыми он относился вообще ко всем художникам и артистам, в числе которых был как известно, и его друг, пользовавшийся благосклонностью царя, Василий Васильевич Самойлов, с семьей которого был всегда очень дружен И.К. Айвазовский, и даже за 2 недели до смерти, в день своего отъезда, он с умилением вспоминал об этих далеких днях дружбы и просил меня передать от него портрет с надписью (последний снимок его в фотографии Пазетти, снятый на вербной неделе) дочери знаменитого артиста Александре Васильевне Гейне (рожденной Самойловой), которую, по собственным словам, он знал совсем маленькой, так как она почти росла на его глазах и потом "некогда отплясывал на балах" с ней и всякий приезд в Петербург ее навещал в ее роскошных домах на Воскресенском проспекте и на Фонтанке.

Другой портрет с надписью он поручил передать мне Анне Григорьевне Достоевской, с покойным мужем которой он встречался на выставках картин в Петербурге и у Дм. В. Григоровича. Ф. М. Достоевский, по словам его, всегда восхищался "волнами Айвазовского", и портрет знаменитою художника висел на стене рабочего кабинета великого писателя земли русской. Певец чердака и подвала любил певца моря и считал себя поклонником его дарования, как и его общий с ним друг А.И. Майков.

Последний не раз воспевал его в своих чудных, прелестных стихах. Еще незадолго до смерти, т. е. в последние дни пребывания своего в нашей столице, Иван Константинович с большим увлечением декламировал нам прелестное стихотворение Майкова, одно из последних посвященных ему:

Стиха не ценят моего
Ни даже четвертью червонца,
А ты даришь мне за него
Кусочек истинного солнца,
Кусочек солнца твоего!.. 
Когда б стихи мои вливали 
Такой же свет в сердца людей
Как ты - в безбрежность этой дали. 
И здесь, вкруг этих кораблей. 
С их парусом, как жар горящим
Над зеркалом живых зыбей.
И в этом воздухе, дышащем
Так горячо и так легко
На всем пространстве необъятном,-
Как я ценил бы, даром благодатным
Считал свой стих, гордился б им.
И мне бы пелось, вечно пелось
Своим бы солнцем сердце грелось.
Как нынче греется твоим!

Через 10 лет после этого стихотворения, в 1887 году, А.Н. Майков, вдохновленный новой картиной Айвазовского, написал посвященное ему стихотворение "Мертвая зыбь", которое начинается словами:

Буря промчалась, но грозно свинцовое море шумит,
Волны, как рать, уходящая с боя, не могут утихнуть
И в беспорядке бегут, обгоняя друг друга...

Известный романист В.Г. Авсеенко на страницах ""Нового Времени " в прошлом году, в "Литературных воспоминаниях", всеми читаемых с интересом, описал между прочим дом дочери знаменитого артиста В.В. Самойлова - А.В. Гейне и её литературно-артистический салон, и это подробное описание незабвенного прошлого возбудило при чтении в душе моей целый рой воспоминаний. Так как знакомство мое и всей нашей семьи с домами Вас. Вас. Самойлова и А. Вас. Гейне тянется еще с начала 60-х годов и может вполне назваться одним из самых старинных в Петербурге, то я считаю не лишним пока, пользуясь любезным согласием А. В. Гейне-Самойловой, в гостиной которой был мною прочитан этот обширный фельетон, дополнить его интересные воспоминания названием нескольких пропущенных имен из числа более частых ее посетителей. Во 1-х, в гостиных и салонах ее в 70-х годах и позже часто можно было встретить нашего известного композитора Антона Григор. Рубинштейна, который пленял собиравшихся здесь гостей в минуты вдохновения своей бесподобной игрой и чуть ли не впервые в Петербурге исполнял здесь в один из своих утренних визитов к А.В. Гейне на ее рауте отрывки из "Демона".

Во 2-х, из художников-литераторов и др. лиц. часто посещавших гостеприимный дом А.В. Гейне, не названы такие выдающиеся лица, не раз вносившие с собою волну оживления и тут же на глазах всего общества заставлявшие удивляться быстроте их творчества и богатству фантазии, как проф. К.Е. Маковский, И. К. Айвазовский, которого петербуржцы здесь нередко встречали во время его частых приездов в столицу. И.Е. Репин, А.О. Шарлеман, известный маринист профессор А.П. Боголюбов, Л.Ф. Лагорио, М. О. Микешин, Н.Н. Каразин, Ю.Ю. Клевер, В.И. Якобий, В.В. Самойлов, П.П. Гнедич, В.В. Комаров, Е.И. Ламанский с супругой, Л.К. Ламанской - художницей-писательницей, художник Александровский и некоторые др., имен которых я теперь не припомню. 

Но положительно нельзя назвать ни одного из больших или малых талантов среди художников, который не появлялся бы в салонах А.В. Гейне в 70-80-х годах. Этот, благодаря радушию самой хозяйки и ее дочерей, ее взглядам и особому воспитанию и просвещенности, вынесенной из дома талантливого отца - притягательный и объединяющий центр действительно много способствовал сближению между собою - художников, артистов, писателей, встречавших здесь редкий прием и уважение к таланту, далеко еще не везде укоренившееся в обществе, а тогда - это был единственный дом, где, например, артистов, приглашенных как знакомых, не оскорбляли, как часто это делалось в других местах, вручением или присылкой им денежкой платы или ценных подарков за их исполнение по просьбе общества какого-нибудь любимого номера, монолога или арии.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18


Парусник в море. 1884

Парусник в бурю. 1886

Штиль. 1885




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.