Воспоминания об Айвазовском. Страница 3

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Детство художника протекло в маленькой убогой по своей обстановка и бедности квартирке. Отец Айвазовского был разорившимся армянским негоциантом, поддерживавшим семейство хождением по тяжебным делам и незначительной мелкой торговлей, так как с переселением из Галиции и Молдавии в Крым он лишился здесь своего состояния вследствие чумы, свирепствовавшей в городе Феодосии в 1812 году. Но в то время, как с раннего детства И. К.Айвазовский привыкал к широкому, безбрежному раздолью южного моря, а слух его к немолчному шуму и плеску пенящихся волн, "за много лет назад, из тихой сени рая сошла в наш мир" эта волшебная фея, которая стала напевать ему свои чудные песни. То был гений Ивана Константиновича, проявившийся с малых лет, по словам самого художника, ярко еще в пору раннего детства, когда он впервые почувствовал в себе искру художнического творчества. И вот явился он, этот редкий у нас на земле гость.

Он нес с собой неведомые чувства,
Гармонию небес и преданность мечте,
И был закон его - искусство для искусства,
И был завет его - служенье красоте.

Ребенком 10-12 лет наш будущий Ломоносов XIX века, по блеску достигнутых им трудом и талантом успехов, Айвазовский самоучкой играл, и довольно недурно, по отзыву А.И. Казначеева, на скрипке и усердно занимался рисованием. Неуверенной детской рукой начал он карандашом первые работы и нарисовал в 1829 году, 12-летним ребенком, ряд морских картинок, портретов военных героев Греции и сцен из восстания Греции, а также срисовывал виды турецких крепостей, прославленных подвигами русского оружия. Не довольствуясь этими рисунками, развешанными в квартире отца (отец его имел в ту пору еще обветшалый, полуразвалившийся домик на краю города Феодосии; я осматривал вместе с Иваном Константиновичем этот скромный дом вблизи старой Генуэзской слободки), он рисует на наружных стенах отцовского дома, и эти рисунки, изображающие военные типы, заставляют останавливаться толпами прохожих, простодушно явившихся таланту мальчика-художника.

И местный современник А. С. Пушкина, в ту пору градоправитель Феодосии А. И. Казначеев, привлеченный игрою мальчика-художника скрипке и его рисунками, приезжает сам посмотреть на него, как на чудо, призывает его к себе и вместе с учителем рисования, архитектором Кохом принимает живое участие в судьбе будущей знаменитости.

Иван Константинович любил до конца жизни в длинных рассказах вспоминать А. И. Казначеева, говоря, что он '"многим ему обязан и сохраняет о нем самое сердечное воспоминанияе".

Через 12 лет по отъезде своем из родины, находясь за границей в Италии, и движимый благородным порывом признательного сердца, он,  как сам нам рассказывал, пишет на память для Казначеева картину, изображающую его первую встречу с А. И. на берегу моря,  когда он случил от него привезенный с собою "лучший в жизни и памятный подарок - ящик водяных красок и целую стопу рисовальной бумаги".

Находясь в Петербурге уже в академии художеств, в которую вследствие просьбы знакомых А. И. Казначеева-Нарышкиной и кн. П. М. Волконского, показавших рисунки его императору Николаю Павловича (на рисунке нарисована была пером группа евреев, молящихся в синагоге, и морские виды, как говорил художник) он был вытребован и зачислен в 1833 году, -он ведет переписку со своим покровителем и заводит здесь новые знакомства, имевшие последствии на него большое влияние.

И. К. Айвазовский, с удовольствием останавливавшийся всегда на рассказах об этой эпохе, говорил нам, что особенно поразительное впечатление производили на него, после роскошного юга, в убогой кашей северной природе, с ее бледным небосклоном - белые ночи.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18


Море перед бурей. (Айвазовский И.К.)

Утро на берегу залива. (Айвазовский И.К.)

Вид на взморье в окрестностях Петербурга (И.К. Айвазовский)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.