Воспоминания об Айвазовском. Страница 8
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
"Если вы найдете, что в настоящее время эта маленькая статья может быть интересной хоть сколько-нибудь, то благоволите отдать напечатать. Сам я, признаюсь, не решаюсь этого сделать", - писал И. К. и прибавлял:
"С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем. И теперь, на склоне лет, я работаю над новым громадным полотном, сюжетом для которого служит все тот же великий вдохновитель художников. Знаю и ценю ваше всегдашнее лестное внимание к моим произведениям и ко мне вообще, весьма утешительно влияющее надушу старого художника, и я вам очень благодарен. Желаемые фотографии с Пушкинских картин я вам вышлю на днях, когда будет готова с последней картины. которую теперь я уже оканчиваю.
Эта картина изображает восход солнца с вершины Ай-Петри, откуда Пушкин верхом на коне, с проводником татарином, любуется восходом только что показавшегося на горизонте солнца. Пушкин снял шляпу, приветствуя величественный солнечный восход. Картину эту рассказывал мне при встречах Н. Н. Раевский, и сюжет ее давно у меня записан где-то, но я его и так живо помню, благодаря живому рассказу Раевского, очень любившего Пушкина. Картину эту думал послать в Петербург или в Москву, но теперь поздно: я не успел еще окончить ее. Какая жалость! Картина почти 3 аршина длиною. Из Москвы меня просили прислать картину из Пушкинских (в Исторический музей в Москве). Я послал им две картины: "Пушкин у Гурзуфских скал" (иначе, чем прежде, написанную, которой вы не видели у меня в Феодосии), и другую: "Пушкин с семьей Раневских по дороге в Гурзуф из Партенита на берегу у Кучук-Ламбата".
"Помните из "Евгения Онегина" "Море пред грозой":
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою,
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал с волнами
Коснуться милых ног устами,
... и т. д. Этот рассказ я слышал тоже и от Раевского".
На этих словах заканчивает одно из своих писем ко мне в мае 1899 г. И. К. Айвазовский. Прибавим, что он встречал еще в том же году в Петербурге Пушкина в месте с В.А. Жуковским и разговаривал с ними на улице и что последняя картина его из жизни Пушкина выставлена была все-таки в прошлом году в Петербурге, в музее рисовальной школы барона Штиглица на картине "Семья Раевских и Пушкин" М. Н. Раевская ("княгиня Волконская") изображена убегающей от настигающих ее волн, и Пушкин, в восторге, застывшей позе, любующийся ею. Картина же "Пушкин у Гурзуфских скал" представляла собою юбилейную новинку (1899 года).
Пушкин изображен в лунную ночь на морском берегу Гурзуфа, на одной из высоких береговых прибрежных скал, в обычной задумчивой мечтательной позе. Вдали виднеется Аю-Даг и горы. И. К. написал в разное время 8 картин из жизни Пушкина. Происхождение одной из лучших, по моему мнению, из самостоятельных картин его, "Прощание Пушкина с морем", относится к началу 80-х годов, когда И. К. услышал где-то в обществе прекрасную декламацию стихотворения "К морю". Поэт представлен на ней во весь рост, в длинном сюртуке, с плащем па одной руке и шляпой и палкою в другой, которой он держится за высокую каменную стену. У ног его бушует разъяренное море, а на скале как будто высечена рельефная надпись:
"Прощай свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордой красотой"!..
Эти прекрасные стихи, последние написанные в изгнании Пушкиным в Одессе в 1824 году, "вечно звучали в памяти"' И. К., и он любил их подписывать под своими снимками с любимой картины, даря их на память своим друзьям и знакомым. Иван Константинович Айвазовский, знакомый лично и с семьей Н. Н. Раевского, всегда утверждал, что стихотворение "Талисман" вызвано подарком Марии Раевской и написано первоначально поэтом в Крыму и никак не относится к Одессе и графине Воронцовой, за которой, по его словам, Пушкин слегка ухаживал в Одессе, как за великосветской львицей и женой начальника, но некрасивой женщиной, не в состоянии бывшей воспламенить воображение поэта. Как известно, с кольцом "'талисманом"' Пушкин расстался только в день смерти, а стихотворение приписывают Воронцовой...
Прислав мне из Феодосии снимок со своей новой картины (1894 г.) "Пушкин у Гурзуфских скал", он собственноручно внизу подписал:
Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы.
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы...
"Целое море безумной страсти вылилось здесь у поэта".
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
Феодосия. Закат солнца. 1865 | Буря на море. (Айвазовский И.К.) | У берегов Ялты. 1894 |