Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Щедрин Сильвестр Феодосиевич


(2 февраля 1791 г. — 27 октября 1830 г.)

Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1817 г.)Русский художник, пейзажист, представитель романтизма. Родился в Петербурге. Его отец — Феодосий Фёдорович Щедрин — известный скульптор, ректор Академии художеств, профессор класса скульптуры. Дядя — известный в XVIII ст. пейзажист — Семён Фёдорович Щедрин.

С 1800 по 1811 г. Сильвестр Щедрин учился в Воспитательном училище Академии Художеств. В 1811 г. он оканчивает Академию дипломной картиной "Вид с Петровского острова", получив за неё Большую золотую медаль, что давало ему право на "пенсионерство" за границей. В связи с войной 1812 г. его поездка была отложена, и он уехал из России в Италию лишь в 1818 г.

После восьми месяцев, проведённых в Риме (где Щедрин знакомился с памятниками искусства и старины больше по обязанности, чем по влечению), он переехал в Неаполь. Здесь художник нашёл подлинную отраду для души и неисчислимое количество мотивов для живописи.

Он много работал на натуре, что было редкостью в то время, и, стараясь, возможно, живее запечатлеть видимое, начал понемногу избавляться от заученных канонов.

Всё же бурные политические события, развернувшиеся в Неаполитанском королевстве, вынудили Щедрина искать безопасности в Риме. Но теперь он смотрел на этот город иными глазами и находил в нём красоту.

Крупным достижением художника стала картина "Новый Рим. Замок Святого Ангела" (1823 г.). Она имела успех и породила впоследствии массу подражаний. Сам Щедрин для желающих её приобрести сделал 8 (или даже 10) вариантов — не повторяясь буквально, а варьируя время суток, детали, угол и точку зрения. Но главной его темой была природа.

Озеро Альбано в окрестностях Рима (С.Ф. Щедрин, не позднее 1825 г.)Работая в летнее время за городом, он написал пейзаж "Озеро Альбано в окрестностях Рима" (1825 г.). В этом поэтическом произведении он сделал новый шаг к естественности, избавившись от чёткого деления на пространственные планы и от условности цвета.

Срок "пенсионерства" истёк в 1823 г., но Щедрин рискнул остаться в Италии ещё на некоторое время — уже независимым художником, благо его работы имели спрос, который он едва успевал удовлетворять.

В 1825 г. Щедрин вновь оказался в Неаполе. Там он главным образом проводил время в холодные месяцы, а в тёплые — писал с натуры в маленьких городках, расположенных вдоль побережья Тирренского моря. Особенно его привлекали скалистые берега, окружавшие небольшие уютные бухты, — он писал их по многу раз, отыскивая новые и новые места, неоднократно возвращаясь к полюбившимся и открывая в них что-то незнакомое ("Вид Сорренто близ Неаполя", "Вид Амальфи близ Неаполя", обе 1826 г.; "Грот Матримонио на острове Капри", 1827 г., и другие работы).

Старый Рим (С.Ф. Щедрин, 1824 г.)Художник увлёкся ещё одним мотивом — увитой виноградом террасой с видом на море. В многочисленных "Террасах", написанных в 1825—1828 г. и тоже имевших большой успех, он воплощал близкий ему идеал гармонической жизни людей в единении с благодатной природой.

Понемногу в работы Щедрина проникает драматизм, ранее ему чуждый. Он стал писать ночные пейзажи с тревожным светом луны, проглядывающей из-за облаков, и мрачными силуэтами людей, собравшихся у костра ("Вид в окрестностях Сорренто. Вечер", конец 1820-х г.; "Лунная ночь в Неаполе", 1828—1829 г., и другие картины). Возможно, причиной тому были невесёлые вести с родины, куда художник не решался возвратиться, а возможно — тяжёлая болезнь, которая беспокоила его всё чаще.

Он пытался лечиться минеральными водами, менял врачей, в отчаянии обратился за помощью к каким-то шарлатанам, но никто не смог помочь. После смерти художника друзья предприняли усилия, чтобы его картины оказались в России. Однако многие их попытки не увенчались успехом, и нам известна лишь часть творческого наследия Щедрина.

В Италии Сильвестр Феодосиевич Щедрин остался до конца своих дней. Умер он в Сорренто.

Веранда, обвитая виноградом (С.Ф. Щедрин, 1828 г.)
Веранда, обвитая виноградом.
С.Ф. Щедрин. 1828 г.

Грот во Флоренции (С.Ф. Щедрин, 1826 г.)
Грот во Флоренции.
С.Ф. Щедрин. 1826 г.

Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо (С.Ф. Щедрин, 1829 г.)
Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо.
С.Ф. Щедрин. 1829 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.