Поиск  | Карта сайта       Главная > Биография > Возвращение в Россию. > Снова Петербург. Выставка



Возвращение в Россию

1 - 2

Портрет Габриэла АйвазянаТоржество продолжалось три дня. В нем приняли участие не только феодосийцы, но и многочисленные гости, прибывшие в Феодосию из Симферополя, Севастополя и других крымских городов. Вышедшего на балкон недавно отстроенного дома Айвазовского с моря приветствовали салютом из ружей владельцы разукрашенных по случаю праздника рыбачьих лодок. Апофеозом торжества стало появление на глади Феодосийской бухты эскадры из шести военных судов. Ее возглавлял шедший под всеми парусами знаменитый линейный корабль "Двенадцать апостолов", на капитанском мостике которого стоял Владимир Алексеевич Корнилов, командир корабля, а в скором будущем прославленный адмирал. Такое приветствие знаменитого художника, живописца Главного морского штаба, придумали моряки Черноморского военного флота.

Осенью 1846 года Айвазовский возвратился в Петербург. Он привез с собой уже полностью готовые полотна, над которыми работал в Феодосии, а в Северной столице продолжал трудиться над созданием новых картин. Совет академии предложил художнику провести выставку его работ. Это был один из первых опытов выставок, посвященных творчеству одного мастера. Экспозиция была размещена в том же самом зале Академии художеств, где десять лет назад ученик Айвазовский впервые выставил свои картины. Для петербургской художественной жизни выставка стала неординарным событием. Она вызвала много споров, но в течение полутора недель (выставка проходила с 26 февраля по 8 марта 1847 года) пользовалась у многочисленных посетителей неизменным успехом.

Молодой поэт Аполлон Майков поместил на страницах журнала "Отечественные записки" обширную рецензию. В ней он рассматривал работы художника через призму общего состояния пейзажной живописи в то время. Майков, пожалуй, одним из первых дал наиболее тонкую и верную оценку особенности дарования живописца, уловил импровизационный характер его метода. Рецензент писал: "Айвазовский имеет взгляд на природу такой, какой может иметь только человек с талантом, то есть природа вся в его голове и в сердце... Я уверен, что, заставьте его здесь, в Петербурге, нарисовать какой угодно пейзаж юга, накиданный в альбоме карандашом в виде непонятных для профана линий и черточек, — он его изобразит так верно, что человек, не понимающий, как можно писать не с натуры непосредственно, никогда не поверит, что этот вид не был писан прямо на месте".

Памятник И.К. Айвазовскому в ФеодосииОбщая тональность рецензии, бесспорно, обнаруживала явные симпатии поэта Майкова к творчеству художника Айвазовского. Многие положения этой статьи наводят на мысль о том, что Майков побывал не только на выставке картин Айвазовского. До написания рецензии он, вероятно, посетил мастерскую художника, имел с ним продолжительные беседы относительно особенностей пейзажного жанра в изобразительном искусстве. Человек высокой культуры и обширнейших знаний, Аполлон Майков достаточно ясно представлял, что дальнейшее развитие современного искусства будет зависеть от разработки реалистических образов и сюжетов. Поэтому он справедливо упрекнул Айвазовского в некоторой отвлеченности его картин и, наряду с этим, очень верно подметил двойственность художественной натуры живописца — ярко выраженный романтизм при непременном устремлении к определенным реалистическим тенденциям.

Отмечая успех выставки, петербургская пресса не обошла стороной и факт десятилетнего пребывания Айвазовского на художественном поприще. Его давний знакомый и приятель, известный литератор Нестор Кукольник, поместил в издаваемой им "Художественной газете" биографический очерк с портретом художника. Отметила заслуги Айвазовского и Петербургская академия художеств. Вскоре после закрытия выставки, в марте 1847 года, Совет академии вынес определение: "Академик Иван Айвазовский необыкновенными успехами в искусстве и многими истинно превосходными творениями по части живописи морских видов заслуживает возведения в звание профессора по этому роду художеств". Новоиспеченному профессору к этому времени еще не исполнилось и тридцати лет.

Сверху вниз:
Портрет брата художника Габриэла Айвазяна.
1883 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского.
Памятник И.К. Айвазовскому в Феодосии. Установлен в 1830 году. Скульптор И. Гинзбург.

1 - 2





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.