Возвращение в Россию. Первая персональная выставка
1 - 2
Возвращение в Россию стало для Айвазовского не менее триумфальным, чем для его старшего собрата по кисти — великого живописца Карла Павловича Брюллова. Четыре года назад он уезжал за границу талантливым начинающим художником, а вернулся из командировки первоклассным мастером, имеющим за плечами собственный метод написания картин и совершенно определившееся мироощущение. О всеобщем европейском признании говорило то, что двадцатисемилетний художник стал членом трех зарубежных Академий художеств — римской, парижской и амстердамской, обладателем нескольких золотых медалей, присужденных ему на выставках.
Иван Константинович Айвазовский с почетом был принят в Петербурге. Совет академии присвоил ему звание академика, а вскоре согласно царскому указу он был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника с правом ношения мундира Морского министерства. После получения этой должности Айвазовскому поручают большой правительственный заказ — изобразить прибалтийские укрепленные города Кронштадт, Ревель (Таллин), Свеаборг, а также написать виды других приморских городов и местностей на Балтике.
В этих больших официальных полотнах Айвазовскому удалось добиться удивительного сочетания документальности с поэтической одухотворенностью. Таковы, например, наиболее известные картины этого цикла — "Кронштадтский рейд. Форт «Меншиков»" и «Ревель» (обе — 1844). Художник выполнил этот заказ в течение зимы, значительно раньше указанного срока.
Первый год жизни в Петербурге после возвращения из-за границы был утомительным для художника. Петербургская аристократия наперебой приглашала Айвазовского в свои дома и салоны. На него сыпались бесчисленные заказы. Некоторые из просьб Айвазовский удовлетворил. Он выполнил картины, которые приобрели для своих картинных галерей известные петербуржские коллекционеры и почитатели искусств: граф Виельгорский, граф Строганов, князь Гагарин, министр юстиции граф Панин. Побывавший в доме министра император Николай I назвал произведения Айвазовского прелестными. На раутах и балах петербургской знати передавались царские слова о том, что «если бы можно было, то он отнял бы эти картины у Панина».
Однако карьера модного столичного живописца не прельщала Айвазовского. Он все больше стал склоняться к мысли о том, чтобы поселиться для постоянных занятий творчеством у себя на родине, вблизи так горячо любимого Черного моря.
В 1845 году Айвазовский в составе экспедиции Русского географического общества под руководством адмирала Ф.П. Литке отправился в путешествие к берегам Малой Азии и островам Греческого архипелага. Во время плавания художник плодотворно работал. Он выполнил огромное количество рисунков карандашом, сделал множество набросков. К этому периоду у Айвазовского уже окончательно сложился метод работы над картиной. На полях рисунков и набросков он оставлял пометки об особенностях цвета берега, воды, неба. Эти рабочие материалы являлись основой будущих полотен, которые художник создавал преимущественно в мастерской.
В путешествии у Айвазовского окончательно созрело решение о том, чтобы перебраться на постоянное жительство в свой родной город Феодосию. После завершения плавания Айвазовский задержался в Крыму и попросил разрешения до 1846 года остаться здесь для написания картин.
Работая в Крыму, Айвазовский создал менее чем за два года 20 полотен. Среди них подлинные шедевры его пейзажной лирики: «Вид Одессы в лунную ночь», «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент», «Феодосия. Генуэзская башня», «Вид Константинополя при лунном освещении», «Берег моря ночью».
Работая над созданием картин, Айвазовский одновременно хлопотал и о постройке своего будущего жилья в Феодосии. На окраине города он приобрел участок, находившийся неподалеку от морского берега. Дом и мастерская строились по проекту самого художника. Особо следует сказать о мастерской. Это было большое, неправильной формы помещение, непосредственно примыкавшее к жилым комнатам. Имевшееся в нем единственное высокое окно выходило на пустынный двор. Все, кто посещал художника, отмечали простоту обстановки мастерской. Она была почти пуста. Посредине комнаты стоял небольшой мольберт. Рядом с ним — невысокий стул. Под окном размещался обыкновенный сосновый столик для красок и кистей. Справа от окна находился шкаф для хранения материалов. Художник сам выкрасил стены мастерской в красный цвет. Он считал, что этот цвет как нельзя лучше помогал оттенять на полотнах голубые, зеленые и серые тона его морских пейзажей. Простоту обстановки своей мастерской хозяин объяснял тем, что он работает по воображению, поэтому любые посторонние предметы могут отвлекать и рассеивать его внимание во время сеансов.
Незадолго до своего возвращения в Петербург Айвазовский отметил в Феодосии своеобразный юбилей — десятилетие своей творческой деятельности. Это был настоящий праздник, который на долгие годы запомнился землякам великого живописца.
Сверху вниз:
Автопортрет. 1892 г. Холст, масло. 226х158 см. Феодосийская государственная картинная галерея имени И.К. Айвазовского.
Кронштадт. Форт "Император Александр I". 1844 г. Холст, масло. 120х185 см. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.
1 - 2
Море в лунную ночь. (Айвазовский И.К.) | Неаполитанский залив в туманное утро. (Айвазовский И.К.) | памятник Айвазовским в феодосии |