Мастерство художника. Страница 2

1 - 2 - 3 - 4

Основная масса картин, написанных Айвазовским, изображает водную стихию, то есть является произведениями ярко выраженного пейзажного жанра. В этой области он был и остается выдающимся непревзойденным мастером.

Способность поэтически воспринимать самые обыденные явления в природе нашла яркое отражение в его произведениях. Пишет ли художник группу рыбаков, перебирающих сети у баркаса, лунную ночь после бури, Одессу при восходе луны или Неаполитанский залив при утренней заре — он всегда находит в зрительном образе природы неуловимые черты, вызывающие в нашей памяти поэтические или музыкальные ассоциации.

Картины Айвазовского глубоко содержательны, эмоционально насыщенны. Его живописные образы иногда возвышаются до широких обобщений, отражающих многие стороны жизни и передовые идеи своего времени. С особой отчетливостью это сказалось на произведениях, ставших основными вехами на пути развития его творчества. Картины "Девятый вал" (1850, Русский музей), "Черное море" (1881, Третьяковская галерея) и "Среди волн" (1898, Галерея Айвазовского, Феодосия) являются результатом многих предварительных поисков определенного образа морской стихии. Эти произведения — вершина живописного мастерства Айвазовского. Они и сейчас пользуются наибольшей популярностью, потому что в них ярче, чем во многих других картинах, отразились мастерство, идейная направленность и содержательность творчества художника.

Начиная с XVII века изображение моря заняло большое место в европейской живописи. Особенно широкое развитие маринистическая живопись получила в Голландии, Англии и Франции. Но ни один художник не поднялся до восприятия моря как живой стихии, и только Айвазовский, наделив его всеми оттенками своих чувств и переживаний, сумел передать на полотне поэтическое представление своего народа о море как о грозной силе, зовущей к мужеству, отваге, борьбе. Издревле для русского народа морская стихия была синонимом свободы. Айвазовский стремится передать эти чувства в картине "Девятый вал". Необычным было не только ее наименование, но и тематическое содержание. Оно построено на сложном противопоставлении драматического сюжета и яркого, мажорного, живописного воплощения образа.

мельница на берегу рекиНа картине изображено раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца осветили бушующий океан и громадную волну — девятый вал,— готовую обрушиться на группу людей, ищущих спасения на обломках мачт погибшего корабля. Айвазовский умело ввел повествовательный элемент в произведение. Зритель сразу представляет, какая страшная гроза прошла ночью и какое бедствие терпел экипаж корабля. И тем острее воспринимаются наступившее прояснение, яркий блеск утренней зари, живительный свет и тепло солнца, вселяющие уверенность в победном исходе борьбы.

Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Картина наполнена глубоким внутренним звучанием. Несмотря на драматизм сюжета, она не оставляет мрачного впечатления, наоборот, полна света, воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер.

Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового, лилового цветов неба и зеленого, синего и фиолетового — воды. Яркая, мажорная, красочная гамма картины звучит ликующим, радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.

Несмотря на то, что "Девятый вал" относится к одной из картин русской пейзажной живописи, в которой с наибольшей  определенностью отражены черты романтизма, смысловое и живописное содержание картины родилось не в мире грез, а органически сложилось в результате наблюдений художника над природой. И это характерно для всего периода увлечения Айвазовского романтическими тенденциями. Даже в самых романтических его произведениях всегда заметна реалистическая основа восприятия мира. Впрочем, то же можно сказать и о картинах Айвазовского второй половины жизни художника: полнокровно реалистические произведения хранят в себе черты романтической приподнятости.

Картина "Девятый вал" нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одним из самых популярных произведений в русской живописи.

В изобразительном искусстве эта тема была затронута впервые Айвазовским, хотя в литературе еще до него нашла широкое воплощение. Гёте, желая придать особую силу и убедительность вдохновенному призыву народного вождя Эгмонта, писал:

Волга у Жигулевских горО смелый мой народ! Богиня победы ведет тебя! Как море, что твои плотины рушит, так сокруши лихих тиранов крепость! Сметите их с неправедно захваченной земли!

Поэты пушкинской поры часто ассоциировали морскую стихию со стремлением к свободе. Много раз в своем творчестве Айвазовский обращался к поэтическим образам Пушкина, и строфы его поэзии, посвященные морю, вдохновляли художника на создание живописных произведений, были ему дороги.

Пушкин видел в грозе "символ свободы". Стихотворение "Завидую тебе, потомок моря смелый" заканчивается словами: "Приветствую тебя, свободный океан".

Готовность к борьбе и вера в конечную победу звучали в поэзии Баратынского:

Так ныне, океан, я жажду бурь твоих —
Волнуйся, восставай на каменные грани,
Он веселит меня, твой грозный, дикий рев,
Как зов давно желанной брани,
Как мощного врага мне чем-то лестный гнев. . .

Эти идеи, чувства и художественные образы глубоко вошли в сознание прогрессивно мыслящих русских людей. Морская стихия в их представлении была синонимом  борьбы  и  мужества.  Таким  море  вошло в русскую поэзию и народные песни. Таким оно вошло и в сознание Айвазовского. Это роднило живописные образы его картин с представлением народа о море.

Айвазовский сумел воплотить в маринистической живописи чувства и мысли, волновавшие передовых людей его времени, что придало глубокий смысл и социальную значимость его искусству.


Сверху вниз:
Мельница на берегу реки. Украина. 1880
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Волга у Жигулевских гор. 1887
Киевский музей русского искусства

1 - 2 - 3 - 4


Море в лунную ночь. (Айвазовский И.К.)

Марина. 1860-е

Южная ночь. Крым. 1848




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.