Поиск  | Карта сайта       Главная > О творчестве Айвазовского > от первого замысла к его воплощению



Мастерство художника. Страница 4

1 - 2 - 3 - 4

Творческим воображением Айвазовский сумел в хмурый зимний день создать образ лучезарного моря. И через сто лет картина доставляет нам такое же радостное волнение, какое испытывал мастер в момент создания своего произведения, наполнившего блеском и сиянием его мастерскую.

Однако не всегда и не все давалось Айвазовскому легко. Сохранилось воспоминание о том, с каким напряжением и волнением он писал в молодости, по многу часов не отходя от мольберта, пока не добивался желаемых результатов.

Айвазовский, несмотря на исключительное дарование, в течение всей жизни развивал и обогащал свой талант непрерывной работой. В живописи для него будто не существовало никаких сложных, а тем более неразрешенных проблем, что придавало его творчеству завидную легкость воплощения. Своеобразие творческого метода Айвазовского позволяло ему сохранять первоначальный замысел во всей свежести и непосредственности. И это сообщало захватывающую легкость и увлекательную живость многим его произведениям.

Подобный метод создания картин существенно отличался от метода работы классиков русской реалистической живописи. Прежде чем приступить к картине, Суриков, РепинШишкин и многие другие мастера долго работали над эскизами. Потом, когда эскизы в основном были сделаны, они собирали этюдный материал и только после большой подготовительной работы годами трудились над созданием самой картины. Такой последовательности в творческом процессе придерживались выдающиеся мастера русской живописи  XIX  века.  Так  же  работали  над  своими картинами художники-пейзажисты. Особенно строго следовал подобному методу И. И. Шишкин. В его мастерской хранилось не только много тщательно проработанных этюдов, написанных масляными красками с натуры, но и громадное количество рисунков, сделанных с деревьев, деталей стволов, сучьев, грибов, полевых цветов и трав.  Введенные в композиции картин, они придавали достоверность и правдивость образам родной природы, близкой и дорогой нам.

Айвазовский писал иначе. Он очень легко переходил от первого замысла к его воплощению, расширяя и обогащая первоначальную идею в процессе работы над картиной.

Он писал импровизируя. Успех такого на первый взгляд простого способа полностью зависел от таланта художника. Работая без натуры и без предварительных этюдов, художник должен был прежде всего обладать великолепной зрительной памятью и способностью восстановить в воображении четкий зрительный образ чего-то давно увиденного в природе. Художник при этих условиях должен владеть повышенным чувством отбора, ясно представлять себе, что является самым существенным, самым выразительным в задуманном образе. Приняв во внимание, что память не может длительное время держать в первозданной ясности вызванный к жизни им самим образ, художник, работая "по воображению", должен обладать высоким мастерством, так как ему надо писать быстро, приемом а-ля прима, не допускающим никаких переделок и даже исправлений.

Уверенность и легкость, с какой писал Айвазовский свои картины, блестящие результаты, которых он при этом часто достигал, изумляли современников и способствовали широкому распространению его славы.

В творчестве Айвазовского многое поражало современников художника. По его полотнам широкие слои русского общества знакомились с морской стихией; необычайным было и поэтическое претворение образов и разнообразие их, а также героический пафос, которым овеяны многочисленные произведения Айвазовского.

путешествие посейдонаСтиль работы Айвазовского не был обусловлен случайно найденными техническими приемами, он полностью отвечал его натуре, его дарованию. И только счастливым сочетанием личных черт характера и таланта с правильно найденным методом работы можно объяснить ту поистине моцартовскую легкость, с какой творил Айвазовский.

Ф. Ф. Львов — секретарь общества поощрения художеств, близко знавший Айвазовского,— писал: "Помню, какой восторг произвел тогда Айвазовский своими картинами, доставившими ему золотую медаль и право быть посланным за границу... Тогда уже Иван Константинович удивлял всех своей плодовитостью, а в баталическом классе профессора Зауэрвейда (где Айвазовский работал.— Н. Б.) почти ежедневно сменялись холсты на его мольберте. Уже тогда не было пределов воображению Айвазовского. Завистники говорили, что он работает рутинно, что он пишет подносы, а не картины, и прочее, но последствия доказали противное". Айвазовский был гармонически развитой личностью. Его замыслы, чувства и острота восприятия окружающего мира находились в полной гармонии с творческими возможностями и средствами выражения, которыми он владел. Художнику были чужды бесплодные поиски или разлад между замыслом и выполнением. Получалось как-то само собой, что все замыслы очень легко воплощались, и поэтому труд художника действительно был истинным наслаждением для него.

Конечно, не во всех произведениях Айвазовский достиг одинаково высокого уровня исполнения. Художник, работающий ежедневно, не может быть постоянно в одинаковом творческом состоянии. Его взволнованность в процессе работы то повышается, то падает, и результаты работы над картиной в зависимости от этого меняются.
 
Если художник работает длительное время над одним произведением, то колебания творческого состояния не оставляют следа на окончательных результатах его труда. То, что не удалось ему сегодня, он выправит в процессе дальнейших усилий и будет трудиться над картиной до тех пор, пока не воплотит свой замысел. Так трудились самые выдающиеся мастера русской школы, и работа над картинами у них часто затягивалась на очень длительное время — год-два, а Александр Иванов работал над своей картиной "Явление Христа народу" двадцать пять лет.

Айвазовский работал быстро и не допускал никаких переделок в процессе работы, и это сказывалось на его произведениях. Бывало, что свои небольшие картины Айвазовский писал в течение одного сеанса и в дальнейшем к ним не возвращался. То, что он успевал сделать за один день, зачастую и было конечным результатом его работы. Естественно, что при таких условиях качество его работы было подвержено многим случайностям и оказывалось далеко не равноценным. И все же его творчество стояло на высоком уровне благодаря блестящему мастерству исполнения.


Сверху вниз:
Путешествие Посейдона по морю. 1892
Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

1 - 2 - 3 - 4


Неаполитанский залив ночью.1895

81

Фрегат на море.1838




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.