Маринистическая живопись. Страница 3

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7

Мастерство Айвазовского мощно и самобытно. Картина написана все тем же импровизационным методом, каким созданы все его произведения. Высокий уровень мастерства этой картины не случайная удача, не какая-то вспышка угасающего таланта, а блестящий итог творческих исканий всей его жизни. Он счастливо сохранил не только непритупленную зоркость глаза, но и глубокую веру в искусство. Айвазовский прошел творческий путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления.

Почти ежегодно Айвазовский устраивал выставки своих картин во многих городах России и за границей. В подавляющем большинстве его произведения были посвящены маринистической живописи, но одновременно пытливый ум и деятельная натура художника проявляли себя в самых неожиданных и разнообразных направлениях.

Русское общество в 60-е годы имело еще довольно смутное представление о Кавказе и знакомилось с этим краем в основном по литературным произведениям. В 1869 году Айвазовский отправился на Кавказ и написал целый цикл картин, изображающих не только природу предгорий Кавказа, Кавказской горной цепи и Закавказья, но и кавказское побережье Черного и Каспийского морей. Часть картин была посвящена изображению мест, где недавно проходили военные схватки с Шамилем. Айвазовский зарисовал исторические места: Ахульго, Гимры и ряд других.

На торжественном заседании по случаю пятидесятилетия творческой деятельности Айвазовского вице-президент Российского географического общества П. П. Семенов-Тян-Шанский сказал: "Русское географическое общество давно признало Вас (Иван Константинович) выдающимся географическим деятелем, первого русского самобытного художника того моря, которое в русских летописях носит название "Русского моря", и избрало Вас действительным членом. ..". В этих проникновенных словах выражено своеобразное понимание значения искусства Айвазовского для науки.

Айвазовский был приглашен в числе других общественных и научных деятелей России для участия в торжествах по случаю открытия Суэцкого канала в 1870 году. Во время поездки на канал он побывал в Египте, где собрал материал для изображения природы новых для него мест. После этого путешествия он написал не только картину "Суэцкий канал" (1870), но и ряд других, показывающих природу Египта, пирамиды, сфинксы и караваны верблюдов. Он изображал Каир при солнечном свете и при свете луны, а также другие города Египта.

Ледяные горыВ творчестве Айвазовского было очень много неожиданного. Типичным примером может служить картина "Ледяные горы" (1870, Галерея Айвазовского, Феодосия). В центре композиции он поместил огромный айсберг, своей формой напоминающий средневековый замок. Это сходство усиливается благодаря эффектному освещению льдины лучом заходящего солнца, окрасившим ее в зеленовато-розовый цвет. У основания айсберга изображен парусный корабль под русским флагом. Вся картина выдержана в сурово-сером тоне, местами принимающем синий и зеленоватый оттенок.

Картина выпала из поля зрения исследователей творчества Айвазовского. Ее долгое время рассматривали как дань художника былым романтическим настроениям, выразившимся в преувеличении размеров и форм скал и использовании эффектного освещения. И только совсем недавно, когда советские ученые построили поселок Мирный на льдах Антарктиды и повели широкое исследование природы Южного полюса, возникла уверенность, что у Айвазовского на картине "Ледяные горы" изображена не Арктика, а Антарктида.

Вспомнили тогда и рисунки художника П. И. Михайлова из альбома "Кругосветное путешествие Беллинсгаузена в 1819—1821 гг." и описание самого путешествия, и стало ясно подлинное содержание картины Айвазовского "Ледяные горы".

Картина "Ледяные горы" была написана в 1870 году, когда отмечалось пятьдесят лет со дня открытия Антарктиды русскими моряками. Айвазовский, как патриот, откликнулся своим искусством на радостную для русской национальной гордости дату величайшего географического события — открытия шестого материка, совершенного в 1820 году русскими мореплавателями Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Не исключено, что сам Лазарев был инициатором создания этой картины, так как на его корабле Айвазовский в 1839 году впервые получил "боевое крещение" во время плавания у кавказских берегов.

Когда говоришь о творчестве Айвазовского, часто представляется возможность упомянуть о том, что он первый в русской живописи обратился к той или иной теме: одним из первых поехал на Кавказ, первый написал Суэцкий канал, морской бой военных кораблей, ледяные горы Антарктиды и бескрайние украинские степи. Любовь художника к морским просторам влекла его воображение и к безбрежным степным далям. Украина стала близка Айвазовскому еще в юношеские годы, когда в нем загоралась первая искра любви к родному краю и к искусству. Часто с порога своего дома его взор искал за чертой далекого горизонта у Сиваша и Перекопа широкое раздолье украинских ковыльных степей. Он не мог не полюбить широкое приволье украинских степей. В Крыму степи сливались у горизонта с морскими просторами, а на Украине они сами были широки, как море.

Во время заграничной командировки Айвазовский сблизился с Н. В. Гоголем и много времени проводил в его обществе. В Италии, как и в Академии, самым близким другом Айвазовского был украинский художник В. И. Штернберг. В эти же годы заканчивал образование и Т. Г. Шевченко. Близость с Гоголем, Штернбергом и Шевченко бесспорно повышала у Айвазовского интерес к Украине и способствовала пониманию им поэтических красот украинской природы и крестьянского быта.

В живописи не было примеров изображения степных просторов Украины. Степь сама по себе не являлась сюжетом живописных произведений, ее открыл для искусства Айвазовский. Позднее эта тема нашла отражение и дальнейшее развитие в творчестве ученика Айвазовского —А. И. Куинджи.

Айвазовский, изображая крымские степи, часто вводил в них овец. Художник показывал их или в полуденный жаркий час, когда, сгрудившись и пряча головы от палящих солнечных лучей, они понуро стоят среди степи, или при солнечном закате, когда они идут широким потоком, освещенные последними лучами солнца, скрытого в мглистой пыльной степной дали. Одна из картин, "Овцы, загоняемые вьюгой в море", экспонировалась на выставке в Академии художеств в 1861 г.

Картина вызвала появление интересной, обширной статьи Ф. М. Достоевского, в которой писатель отмечает общие черты в живописи Айвазовского и произведениях А. Дюма. Айвазовскому он отводит первое место на выставке в Академии, а также среди всех маринистов, называя его "мастером без соперников".

Достоевский писал, что на выставке "Между произведениями давно признанных мастеров первое место занимают три картины знаменитого профессора Айвазовского: 1. Овцы, загоняемые вьюгой в море, 2. Партенит на южном берегу Крыма, 3. Буря под Евпаторией. Талант Айвазовского всеми признан...Буря под Евпаторией г.Айвазовского также изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер без соперников, здесь он вполне художник. В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре. И этого свойства таланта г. Айвазовского нельзя назвать односторонностью уже потому, что буря сама по себе бесконечно разнообразна. Заметим только, что, может быть, в изображении бесконечного разнообразия бури никакой эффект не может казаться преувеличенным, и не потому ли зритель не замечает излишних эффектов в бурях г. Айвазовского" .

Ледяные горы. 1870
Холст, масло. 110,5х130,5см. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7


Лунная ночь (И.К. Айвазовский)

Хаос. Сотворение мира (И.К. Айвазовский)

Штиль. Вид Капри. 1892




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.