Поиск  | Карта сайта       Главная > О творчестве Айвазовского > Маринистическая живопись > Заслуги Айвазовского в искусстве признаны во всем мире



Маринистическая живопись. Страница 7

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7

на острове КритВ картинах Айвазовского не встречается так называемый локальный цвет, то есть основной цвет, присущий данному предмету и передаваемый без учета изменений в нем, вызванных воздействием окружающего предмета воздуха и пр. Цвет всего изображенного на картине он полностью подчинял основной красочной гамме, в которой выдержана картина. В этой гамме он писал не только небо и воду, но, изображая землю и горы, скалы и растительность, пользовался теми же цветами, в каких выдержан основной строй картины. Этим он достигал большой обобщенности, спаянности, гармоничности цветового построения, той цельности живописного впечатления, которая так характерна для искусства Айвазовского. Скупость цветовой гаммы, мудрая простота цветовых отношений вели к большой ясности, отчетливости формы.

Иногда Айвазовский строил колорит картин на резком противопоставлении основных цветов палитры, чем достигал большой яркости цвета.

В живописи Айвазовского довольно часто встречаются картины, написанные до предела насыщенной красочной гаммой. В его пристрастии к яркому колориту, иногда приобретавшему характер острых, пряных красочных сочетаний, можно видеть врожденную склонность, объяснимую в известной мере его национальным происхождением и средой, в которой он вырос. В середине прошлого века это было явление такого же порядка, каким через пятьдесят лет, в начале XX века, стало искусство Сарьяна.

Заслуги Айвазовского в искусстве признаны во всем мире — он был избран членом пяти академий художеств: Петербургской, Римской, Флорентийской, Штутгартской и Амстердамской.
В феодосийской мастерской Айвазовского сложилась своеобразная школа маринистической живописи. Специально для нее художник построил здание, а позднее основал в нем картинную галерею, хранящую самое большое собрание полотен самого автора. Из нее вышел ряд крупных художников — Лагорио, Фесслер, Куинджи, Богаевский,Волошин, Латри, Маг-десиан, Ганзен, Арцеулов. Кроме того, искусство Айвазовского вдохновляло многих выдающихся русских художников на раннем этапе их развития. Не избегли его влияния Суриков, Саврасов, Шишкин, Врубель, Боголюбов. Художники Терлемезян, Суреньян, Махокян, Башинджагян пользовались советами Айвазовского.

Как всякое крупное явление культуры, искусство Айвазовского отражало передовые идеи своего времени. Постоянное общение с выдающимися деятелями русской культуры формировало мировоззрение Айвазовского, его общественные симпатии и взгляды.

Вся творческая и общественная деятельность Айвазовского была глубоко демократична. Своим искусством он всегда служил идеям освободительной борьбы и с симпатией относился к народам, борющимся за свою свободу и независимость.

Пафос его искусства, его живописные образы дикой стихии, которой он часто противопоставлял всепобеждающую волю человека, родились под воздействием прогрессивных идей своего времени и были их воплощением. Искусство Айвазовского звало и вдохновляло на мужественную борьбу и отражало первые зарницы нарождающегося революционного движения в России. Вероятнее всего, это не было проявлением прямых намерений Айвазовского, а, скорее, явилось следствием его большого таланта и отзывчивой души, остро реагировавшей на всякое стремление к добру и свободе. Вместе с тем деятельность художника не была вызвана каким-то временным или случайным движением его чувств: вся его жизнь была направлена на служение родине.

В годы мрачной реакции николаевской эпохи он проявил исключительное мужество, стойкость и твердость воли, уйдя в добровольное изгнание в Феодосию совершенно молодым человеком, полным сил, энергии и творческих замыслов. Здесь, в городе, отрезанном от культурных центров России, он не растерял свое огромное дарование, а создал художественные произведения, доказавшие всему миру превосходство мастерства и эмоциональной выразительности искусства русского художника над всем, что было создано в XIX веке в области маринистической живописи.

На острове Крит. 1867

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7


Марина. 1892

От штиля к урагану. 1892

Буря на море. 1892.




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.