Маринистическая живопись. Страница 1
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
Склонность Айвазовского к маринистической живописи была отмечена еще в годы его обучения в Академии художеств. Поэтому командование военно-морского флота приглашало его на корабли во время маневров, морских путешествий и даже боевых действий. В 1839 году Н. Н. Раевский, начальник обороны кавказской береговой линии, взял его на свой корабль, участвовавший в морских десантных операциях. Три раза ходил Айвазовский с войсками на берег.
Во время боевой операции в долине реки Субаш Айвазовский познакомился с декабристами М. М. Нарышкиным, А. И. Одоевским и Н. И. Лорером, разжалованными в солдаты. (Позднее
Айвазовский бывал в семье Лорера; в ее семейном памятном альбоме имеются рисунки, сделанные художником в Италии.)
Во время плавания у берегов Кавказа Айвазовский впервые встретился с адмиралом М. П. Лазаревым и будущими выдающимися флотоводцами — В. А. Корниловым, П. С. Нахимовым и А. И. Панфиловым, славные боевые подвиги которых позднее он неоднократно изображал, став для них близким человеком.
По окончании Академии художеств при возвращении в 1844 году Айвазовского из заграничной командировки ему наряду с другими наградами было присвоено почетное звание "живописца Главного морского штаба" с правом ношения адмиралтейского мундира. В те годы это было не столько наградой за сравнительно небольшие заслуги Айвазовского в изображении боевой славы русского флота, сколько поощрением его таланта на этом пути.
Во время Крымской войны 1853—1856 годов Айвазовский несколько раз приезжал в Севастополь. Первый раз он был там в 1853 году, вскоре после Синопской битвы. Со свойственной его натуре отзывчивостью он сейчас же задумал написать картины, которые дали бы возможность русскому обществу стать свидетелями подвига русских моряков, проявивших необыкновенное мужество под командованием адмирала Нахимова. С живым интересом Айвазовский расспрашивал участников боя о всех обстоятельствах, сопутствовавших ему, стремясь к тому, чтобы его произведения правдиво отразили обстановку боя. Айвазовский написал две картины: "
Синопский бой днем" и "
Синопский бой ночью" (1853, Военно-морской музей, Санкт-Петербург). Эти полотна вместе с другими, изображающими первое в истории сражение двух военных пароходов — русского "Владимир" с турецким "Первас-Бахри", он сам повез в Севастополь. Мичман Иванов, участник Синопского сражения, свидетельствует, что "адмирал Нахимов осмотрел выставку, остался ею доволен, отметив, что картина "
Синопский бой днем" чрезвычайно верно сделана.
По поводу картин Айвазовского, относящихся к Крымской войне, в журнале "Пантеон" была высказана очень знаменательная мысль: "Нельзя не чувствовать глубокой признательности к таланту, который не забывает увековечить все, что только может иметь впоследствии интерес для будущего поколения, потому что люди умирают и в памяти народной остаются лишь их дела и имена". Это была высокая похвала и признание исторического значения искусства Айвазовского.
В дальнейшем Айвазовский написал много батальных картин. Изображение героических подвигов русского народа вполне отвечало искреннему патриотизму художника, повышенной эмоциональности его творчества и романтической направленности его искусства. На протяжении всей жизни он обращался в своем творчестве к сюжетам, прославляющим подвиги моряков.
Но не только эпизоды из русской истории волновали Айвазовского и вдохновляли на создание батальных картин. Он живо откликался своим искусством на многие события, сопутствующие освободительной борьбе народов в Италии, Греции, на Балканах.
Всякого, кто попытается представить себе творчество выдающегося "певца морской стихии" И. К. Айвазовского, поразит то обстоятельство, что наряду с изображением ураганов и бурь, наряду с картинами морских катастроф и кораблекрушений, среди поэтических лунных ночей, восходов и закатов солнца вспоминаются многочисленные картины морских баталий. В нашей памяти возникает флагманский корабль адмирала Нахимова "Мария" во время жестокого боя с "самой близкой дистанции" с турецким флотом в Синопской бухте в 1853 году; мы вспоминаем картину "
Чесменский бой" (1848, Галерея Айвазовского, Феодосия), на которой изображен подвиг лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандер среди турецких кораблей; мы вспоминаем русский флагман "Азов" в огне и пороховом дыму, громящий вражеские корабли в Наваринской битве, и многие другие баталии русско-турецкой войны, написанные Айвазовским. Он был не только "певцом морской стихии" — его влекли также романтика и пафос морских баталий.
Любовь к подвигу и героике была заложена в нем с детства. Вспоминая детские годы, Айвазовский писал: "Первые картинки, виденные мною, когда во мне разгоралась первая искра пламенной любви к живописи, были литографии и гравюры, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражавшихся с турками за освобождение Греции; к первому моему ребяческому лепету примешивались имена народных героев — Баболины, Канариса, Миаули и др...". Борьба небольшого угнетенного греческого народа с сильной в военном отношении Турцией, в корне подавлявшей всякую попытку к сопротивлению, вызывала глубокое сочувствие всего прогрессивно мыслящего человечества. Пушкин писал: "Восстань, о Греция, восстань!" Байрон стоял во главе отряда волонтеров, помогавшего Греции в неравной борьбе. Он умер в Миссолунги в 1824 году. "Какая поэтическая смерть!.. Он предчувствовал, что прах его примет земля, возрождающаяся к свободе... Завидую певцам, которые достойно воспоют его кончину... Греция древняя, Греция наших дней и Байрон мертвый — это океан поэзии" ,— писал Вяземский в те годы.
Воспетый Пушкиным герой 1812 года А. П. Ермолов в 20-х годах был выдвинут на должность главнокомандующего русскими войсками в
Греции.
К нему обратился Рылеев с призывом: "Ермолов! поспеши спасать сынов Эллады, ты гений северных дружин!"
Айвазовский писал о том времени: "Впоследствии я узнал, что сочувствие к грекам, свергавшим турецкое иго, высказывали все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго, Ламартин...". А когда в 1867 году вновь вспыхнуло восстание на острове Крит, Айвазовский был в числе передовых людей России, выступивших в защиту греческих повстанцев, своим искусством содействуя их освободительной борьбе. В эти годы он был уже прославленным художником и живо откликался на общественно важные события окружающей его жизни.
Сверху вниз:
Синопский бой.1853
Холст, масло. 220х400см. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770г. 1848
Холст, масло. 220х188см. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского,
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
Прощание А.С. Пушкина с Черным морем | Мхитаристы на острове св. Лазаря. Венеция (И.К. Айвазовский) | Лунная ночь (И.К. Айвазовский) |