Поиск  | Карта сайта       Главная > О творчестве Айвазовского > Круг общения Айвазовского



Круг общения Айвазовского

В 1888 году И. К. Айвазовского посетил А. П. Чехов.

22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах- мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал.


     Здесь находится полная галерея картин Айвазовского



Основной круг общения Айвазовского состоял из его петербургских знакомых. Решающую роль в жизни живописца сыграл Александр Иванович Казначеев. Это был образованный человек, отличавшийся широким кругом интересов. Он занимался коллекционированием, был увлечён историей, активно интересовался событиями общественной жизни – как русской, так и мировой.

Именно Казначеев первый принял горячее участие в судьбе художника, когда тот был ещё ребёнком. Однажды на глаза феодосийскому градоначальнику Казначееву попался рисунок Айвазовского. После этого Александр Иванович начал помогать мальчику. Подарил ящик с акварельными красками, рисовальную бумагу, а также предложил учиться рисованию вместе с его детьми. Через время Казначеев помог юноше поступить в Симферопольскую гимназию. Затем знакомая Казначеева Наталья Фёдоровна Нарышкина помогла Айвазовскому поступить в Императорскую Академию художеств на казённый счёт.

Айвазовский был благодарен Александру Ивановичу за помощь всю жизнь. Живя подолгу в Петербурге или за границей, Иван Константинович всегда помнил о человеке, который дал ему путёвку в жизнь и просил через общих знакомых «засвидетельствовать ему нижайшее почтение», ждал от него ответа на письма.

Любопытно, что Казначеев дружил и с Пушкиным, который часто бывал в Одессе на литературных вечерах жены Казначеева. Сохранились письма Пушкина к Казначееву, где поэт откровенно делится своими мыслями.

Пушкин на берегу Черного моря (И.К. Айвазовский, 1868 г.)С Пушкиным Айвазовский познакомился в Петербурге. Это произошло в сентябре 1836 года в Академии художеств на выставке. Пушкину, который приехал на выставку, Айвазовский был представлен как один из наиболее талантливых академистов. Эту единственную встречу художник затем подробно опишет в своей автобиографии: «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, длительных бесед, вдохновений и расспросов о нём». Айвазовский признавал, что его картина испанской ночи была написана под влиянием стихов Пушкина. Вдохновлённый стихотворением поэта «К морю», Айвазовский написал пять картин, которые изображали Пушкина на фоне моря. В 1887 году Репин и Айвазовский совместно увековечили Пушкина, любующегося морской стихией, на одном полотне. Написанные Айвазовским картины не являются портретами. Они изображают какие-либо сцены из жизни Пушкина. При этом великий поэт неизменно изображается художником на фоне величественного Чёрного моря.

Во время учёбы в Академии художеств Айвазовский начинает общаться с Иваном Андреевичем Крыловым. Поэт принял деятельное участие в судьбе Айвазовского в истории с Ф. Таннером. Филипп Таннер – французский пейзажист, ставший учителем Айвазовского. Таннер запретил молодому художнику работать самостоятельно и представил пять своих полотен на выставке Академии художеств в 1836 году. Позавидовав успеху Айвазовского, Таннер пожаловался на него Николаю I, из-за чего картины молодого художника были сняты с выставки. Прощён Айвазовский был лишь через полгода. Крылов заступился тогда за Айвазовского и через много лет, на 50-нем юбилее со дня смерти знаменитого баснописца Крылов вспомнит об этом. Свою речь художник закончил словами: «Этого я не забыл и никогда не забуду. Я хорошо помню баснописца и напишу для гимназии его портрет». И действительно написал портрет Крылова.

Был Айвазовским знаком и с поэтом-романтиком В. А. Жуковским. В период обучения в Академии художеств Айвазовский бывал на литературно-музыкальных вечерах, на которых бывали и Нестор Кукольник, Карл Брюллов, М. И. Глинка. На этих вечерах и состоялось знакомство художника с Жуковским. Вот что пишет об этом периоде жизни Айвазовского П. П. Каратыгин: «Во время собраний у Брюллова и Глинки он почерпнул немало интересных сведений по художественным и литературным вопросам и, благодаря общим спорам и беседам, оживлявшимся блеском таланта и красноречия присутствующих, развил окончательно эстетический вкус и наклонности. Сам хозяин Брюллов вел остроумные, живые и интересные беседы о живописи и ее истории, высказывал свои взгляды на искусство. Жуковский читал свои "пленительные" стихи. Глинка очаровывал присутствующих игрою на фортепиано и пением, Пл. Кукольник и Айвазовский играли на скрипке».

Портрет Н.В. ГоголяВ период своей итальянской командировки Айвазовский знакомится с Н. В. Гоголем. Художник будет встречаться со знаменитым писателем в небольшом дружеском кругу, в который помимо них входили друг Гоголя А. А. Иванов, Мюллер, Штернберг. Длительное общение со столь тонким мастером юмора, как Гоголь, должно было иметь ощутимое влияние на окончательное становление взглядов и образа мыслей молодого художника. Гоголь высоко оценил новый зарождающийся русский талант.

Помимо Казначеева в судьбе Айвазовского принял горячее участие ещё один меценат – коллекционер и страстный знаток искусства А. Р. Томилов. Иван Константинович ещё во время обучения в Академии художеств посещал дом А. Р. Томилова в воскресные и праздничные дни. Томилов давал художнику все возможные средства для развития его таланта. Айвазовский признавал, что сохранил о Томилове «самое сердечное воспоминание». Взаимоотношения молодого художника и Томилова были проникнуты взаимопониманием и уважением. Тон их переписки доброжелательный и откровенный, словно между хорошими друзьями. Айвазовский считал Томилова «благодетельным и добрейшим человеком», к которому он относился с «душевной преданностью и истинным почтением». Алексей Романович Томилов даёт в письмах глубокий и подробный разбор работ художника. «Любя тебя, я стараюсь говорить тебе правду», - пишет он. Он советует Ивану Константиновичу писать этюды и передавать их во всей чистоте и свежести. Похвалы Томилова Айвазовскому так же честны и откровенны, как и его критика, и поэтому особенно важны.

В коллекции Томилова Айвазовский мог не только лицезреть, но и изучать работы старых мастеров. Видел он среди прочих также рисунки и картины А. О. Орловского. В творчестве данного художника выступает романтическая трактовка природы, что необычно для начала девятнадцатого века. Он был интересен Айвазовскому также и как автор «кораблекрушений» и «морских видов». Живопись Орловского привлекала начинающего мариниста и тем, что являлась быстрой импровизацией, базирующейся на живости воображения и темпераменте, что было особенно близко Айвазовскому.

Портрет П.М. Третьякова (И.Н. Крамской)Художник был знаком ещё с одним знаменитым коллекционером, с которым познакомился, уже будучи признанным мастером. Отношения Павла Михайловича Третьякова с Айвазовским были дружескими, проникнутыми глубоким уважением, доверием и взаимопониманием. Айвазовский делился с Третьяковым своими творческими планами, рассказывал об уже написанных картинах, предстоящих поездках и выставках.

В свою очередь Третьяков торопил художника с присылкой его новых картин в Москву и активно приобретал их для своей коллекции.

В круг общения Айвазовского входили и известные представители русской литературы XIX века: поэты А. А. Фет, Майков, А. В. Жиркевич. Художник был знаком с коллекционером и почётным членом АХ В. А. Кокоревым, публицистом и издателем А. С. Сувориным. В 71 год Айвазовский впервые встретился с 28-м А. П. Чеховым, тогда ещё лишь начинающим и почти неизвестным писателем.

Художник был знаком и со многими учёными. Среди них географ и путешественник П. А. Чихачёв, учёный, географ и мореплаватель, президент Академии наук Литке, профессор зоологии И. И. Мечников, историк Щепкин, историк и археолог А. А. Скальковский, археолог А. А. Сибирский, феодосийские археологи и краеведы.

И это далеко не полный список известных людей, окружавших знаменитого художника. Несомненно, знакомство со столь выдающимися представителями культуры и науки своего времени благотворно повлияло на жизнь и творчество И. К. Айвазовского.





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.