Ученик Мастера

латриМихаил Пелопидович Латри (1875, Одесса - 1941, Париж) - живописец, график, керамист. Более 105 лучших его произведений из коллекции Феодосийской картинной галереи свидетельствуют о многообразии творческих интересов художника.

М.П. Латри - внук И.К. Айвазовского, первое впечатление об искусстве он получил от картин деда. Закончил Петербургскую Академию художеств, где занимался в 1896 -1902 гг., с перерывами, в пейзажном классе А.И. Куинджи. Учился в Мюнхене в художественной школе Холлоши и Ферри-Шмидта. Путешествовал по Греции, Италии, Турции, Германии. С 1902 г. участвовал в Весенних выставках Петербургской Академии художеств и Венского Сецессиона, с 1912 г. - в выставках объединения "Мир искусства" в Петербурге, Москве, Киеве. Был одним из основателей Нового общества художников Петербурга. В Крыму поселился в имении Баран-Эли под Старым Крымом, где оборудовал мастерскую для живописи и керамики. В начале 1900-х годов заведовал Феодосийской картинной галереей.

В 1920 г. уехал в Грецию, работал на афинском заводе "Керамикос". Участвовал в археологических раскопках на островах Делос, Крит, Тазос. С 1924 г. жил в Париже, занимался декоративно-прикладным искусством и живописью. В 1935 г. в Реймсе состоялась его персональная выставка. Самое раннее произведение, представленное на выставке "Восход солнца на море", написано в подражание И.К. Айвазовскому. Картины "Кипарисы" (1896), "Вечер. У околицы", "Буря", "Яблони в цвету" созданы в академический период под влиянием А.И. Куинджи.

Лучшие произведения М.П. Латри посвящены Крыму, в том числе, архитектурные и морские пейзажи "Отузы", "Бахчисарай", "Осень", "Дом у залива", "Кипарисы у стены", Восход луны", "Лунная ночь на море", "Свежий ветер" , "Рыбачья пристань". В них передано непосредственное впечатление от предметов, погруженных в постоянно изменяющуюся атмосферу.

Импрессионистический подход характерен для ряда работ, в которых метко схвачено мгновенное состояние и настроение природы. Завораживают переливами лиловых оттенков этюды "Сирень в цвету", "Поле ирисов". Пробуждение природы ощутимо в пейзаже "Оттепель", передающем состояние сырого дня зимы. В 1906 году картина получила благожелательный отзыв критики: "Из пейзажей Латри лучший - "Оттепель". Темно-серые отсыревшие стволы деревьев у канавы очень хороши: они уже дышат весной, еще далекой".

Картины "Осенний вечер", "Водоем" (1912), "Храм над морем. Осень", "Бирюзовая ваза и кипарис", "Фонтан в парке. Сумерки" воспевают прелесть старых особняков, запущенных парков, тихих водоемов.

Пять пейзажей, посвященных Венеции, разнообразны по сюжету, имеют выразительную и цельную композицию, гармоничный колорит. Они исполнены в разных техниках: темпера, гуашь, акварель. В них проявилась живописная одаренность художника. Успешно работал М.П. Латри и в других жанрах. Представлены женские портреты и два натюрморта. Изящны и выразительны графические произведения "Море", "Суда на рейде", забавны шаржи "На лоне природы", "Студенческий чай". Полно представлена керамика М.П. Латри. Она отличается пластичностью и мягкостью цветовых сочетаний, выполнена с большим художественным вкусом и техническим мастерством. Выставку дополняют мемориальные фотографии.

В наследии М.П. Латри есть то, что не позволяет забыть этого мастера. Произведения, хранящиеся в Феодосийской картинной галерее, свидетельствуют о высокой значимости работ художника.

Статья научного сотрудника картинной галереи Чипирис Г.А.


Океан. 1896

83

91




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.