Творческое наследие. Страница 1
1 - 2 - 3 - 4
|
Море. 1864 год. Холст, масло. 128х179 см. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского |
Творческое наследие Айвазовского необычайно велико: им было написано шесть тысяч картин. Но подобная исключительная работоспособность станет понятнее, если припомнить, что популярность художника была так велика, что его картины не задерживались в мастерской. Все они находили своих ценителей и приобретались на очередных выставках. Такой успех окрылял и постоянно вдохновлял Айвазовского.
Обладая прекрасной зрительной памятью, Айвазовский умел еще и поэтически осмысливать многое из того, что он некогда увидел и зарисовал в свой дорожный альбом. Эти рисунки вызывали в памяти художника полюбившиеся образы. Так на первый взгляд неожиданно возникали на белом холсте изумрудные волны, голубое небо, белый парус далекого корабля. Айвазовский сам говорил: "...удаление от местности, изображаемой на картине, заставляет явственнее и живее выступать всем ее подробностям в моем воображении...".
Умение писать легко и быстро художник ставил себе в заслугу. Он охотно работал "на людях", не делая секрета ни из своего метода, ни из материалов, какие употреблял, ни из живописных приемов, которыми пользовался. Общительный, открытый характер способствовал популярности Айвазовского, а его творчеству сообщал большую притягательную силу.
Импровизационный метод работы полностью отвечал романтической направленности искусства Айвазовского ранней поры его творчества. Айвазовский остался верен ему и во второй половине жизни, когда его искусство приобрело новые черты, стало реалистическим, когда расширилось, окрепло мировоззрение художника.
Творческий метод Айвазовского был рожден временем, эпохой, а не придуман художником. Этот метод часто применялся в поэзии и еще чаще в музыке. Айвазовский был блестящим представителем группы мастеров искусства первой половины XIX века — поэтов, музыкантов, художников, в творчестве которых мы встречаем импровизационные произведения.
|
Среди волн. 1889 год. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского |
В музыке многие произведения так и называются — "экспромт". Они создаются обычно под мимолетным впечатлением. Это небольшие вещи, не претендующие на глубину мысли или формы. Часто экспромтом сочинялись вариации на какую-нибудь известную мелодию. Такому методу творчества в какой-то степени отвечал процесс создания Айвазовским небольших картин, которые варьировали излюбленные им темы — виды моря в различных состояниях. Такие картины были готовы в течение двух-трех часов. Поражало другое: Айвазовский с такой же легкостью писал и сравнительно большие картины, а иногда и огромные полотна. Лишь изредка во время работы над картиной, когда на полотне нужно было изобразить людей или животных, он делал небольшие карандашные рисунки с натуры. Все остальное он писал, полностью полагаясь на воображение и зрительную память, то есть все тем же импровизационным методом.
Сам Айвазовский объяснил преимущество такого метода работы при изображении моря следующим образом: "Движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину...
" Так я писал сорок лет тому назад, так пишу и теперь...".
Айвазовский писал необычайно быстро. Он затрачивал столько времени на картину, сколько нужно было для покрытия холста красками. Даже на больших его картинах, за редкими исключениями, нельзя обнаружить ни поправок, ни переделок или доработок, обычно неизбежных в творческой работе. Лишь изредка, после того как картина была написана, Айвазовский возвращался к ней, чтобы усилить цветом или тоном эффект прозрачной волны или глубину морской пучины. Громадную картину "Среди волн" — одну из значительных в творчестве Айвазовского — он создал в течение десяти дней, в возрасте, когда ему минуло восемьдесят лет.
Метод работы Айвазовского полностью соответствовал характеру его дарования. Он был совершенно своеобразным и в какой-то мере исключительным, поскольку никем в живописном искусстве не применялся до Айвазовского с такой последовательностью на протяжении долгой творческой жизни.
Он говорил: "Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта: сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе".
Мимо художника не могли пройти многие поборники русского идейно-реалистического искусства во главе со Стасовым. Когда до него дошел слух о том, что Айвазовский, демонстрируя свое мастерство и живописные приемы, написал перед учениками Академии картину в течение двух часов, он обрушился на старого мастера с резкими нападками, видя в его методе нечто чудовищное, чуждое и даже враждебное реалистическому искусству. Близко соприкасаясь с творчеством выдающихся русских мастеров реалистической живописи, зная весь сложный процесс создания их произведений, требовавший огромного труда, а иногда подвига всей их жизни, он страшился мысли, что кому-нибудь из академистов приглянется такой "легкий путь" творчества и быстрое достижение цели. В глубине души Стасов высоко ставил творческое достижение Айвазовского, чувствовал и масштаб его дарования и покоряющую силу его искусства. Ведь недаром он сказал: "Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный и живо чувствовавший и самостоятельно передающий, быть может как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами".
Импровизационный метод, несмотря на кажущуюся простоту, очень необычен, требует от художника обязательного наличия и сочетания многих разнообразных врожденных качеств, а потому сама возможность его применения для подавляющего большинства даже очень одаренных людей совершенно исключена.
Очень редко встречается в одном человеке разносторонняя одаренность. Счастливое сочетание многих совершенно специфических особенностей дарования, как это было у Айвазовского, направило развитие его таланта и сообщило его искусству черты высокого, вдохновенного мастерства, приближающего живопись Айвазовского к артистизму великих мастеров прошлого.
В натуре Айвазовского была одна драгоценная черта: он никогда не останавливался на достигнутом, всегда был "в пути" к новым вершинам мастерства. Не зная чувства неудовлетворенности, недовольства, он вместе с тем напряженно на протяжении шестидесяти лет творческого труда совершенствовал свое искусство.
1 - 2 - 3 - 4
Фрегат на море. (Айвазовский И.К.) | Гурзуф. (Айвазовский И.К.) | Во время жатвы на Украине. 1883 |