Поиск  | Карта сайта       Главная > Книги > Воспоминания об Айвазовском > Воспоминания об Айвазовском



Воспоминания об Айвазовском. Страница 10

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

В конце 1886 г. художник, спустя 35 лет со дня сопутствия в 1851 году на пароходе "Владимир" государю в плавании в Севастополь и присутствии на морских маневрах, воскресил на полотне память о погибшем Черноморском флоте, красе и гордости России, написав картину "Смотр Черноморского флота Николаем I", в которой вереница судов величественно и плавно двигается на полных парусах в виду севастопольской бухты; у парохода "Владимир'', на котором стоит полный мужественной красоты император Николай и рядом с ним наследник цесаревич и адмиралы: Лазарев, Нахимов и Корнилов. Все портреты, по общему признанию, были чрезвычайно схожи: видно было, что любовь к этим людям, не раз проводившим время в длинных беседах и милостивых с ним разговорах, водила рукою и кистью художника. Виднеющийся вдали белый Севастополь, воздух, вода на холсте, и говорить нечего, написаны были с изумительным совершенством. Эта картина, выставленная в Петербурге, в залах академии художеств, опять привлекала толпы публики и была приобретена обществом "Кавказ и Меркурий" и поднесена председателю этою общества, сенатору Жандру, принадлежащему к семье старых черноморских моряков, по случаю 25-летнего юбилея его служения в обществе.

В том же году художником принесены в дар Морскому музею портреты многих замечательных деятелей Черноморского флота, героев Севастопольской обороны, бывших близко знакомыми с ним, рисунки с знаменитых кораблей, погибших в Севастопольскую войну. Рисунки собраны были им в один громадный альбом, представляющий теперь большой исторический интерес. Этот запас эскизов и рисунков и послужил ему материалом для "живой" картины "Черноморского флота..."

Оригинал картины "Прощание с морем" проф. И. К. Айвазовский подарил еще в 30-х годах городу Одессе, но копия с нее долго хранилась у него в галерее. И. К. Айвазовский очень любил её и считал лучшей из пушкинского цикла своих картин "Пушкин в Гурзуфе при луне" , где поэт представлен во время своих крымских ночных прогулок, но мне лично, как и другим, больше всего нравилась висевшая одно время в фойе для артистов Александрийского театра картина его "Пушкин на берегу Черного моря", на которой фигура Пушкина изображена проф. И.Е. Репиным, и я даже как-то высказывал это И. К. в разговоре. Интересно было бы знать, неужели и теперь там находится эта картина проф. И.Е. Репина и И.К. Айвазовского? Ведь она представляет громадную ценность в национальном художестве, и настоящее для нее место - в нашем "Музее Императора Александра III или Эрмитаже, а никак не в другом месте, где ее даже не может увидеть публика.

Не один великий поэт наш приветствовал вдохновенного поэта-импровизатора, почившего теперь непробудным крепким, сном на берегу любимого и воспетого им "с такою чудной силой" и прославленного на вечные времена Черного моря, в близкой его сердцу, его трудами и заботами возрожденной из ничтожества к новой кипучей жизни и деятельности родной Феодосии. Лучшие выдающиеся деятели па поприще литературы, поэзии, искусства и на поле брани - герои Черноморского флота, покрывшие неувядаемой славой наши знамена, считали его в кругу своих близких знакомых или являлись его поклонниками и покровителями, влиявшими на развитие и направление его гениального и всегда самобытного творчества. Вот как возникло его стремление к воспроизведению морских батальных картин, по рассказу самого художника, служившее для него неисчерпаемым источником плодотворного вдохновения.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18


Берег Ялты. 1885

Парусник в море. 1884

Парусник в бурю. 1886




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.