Поиск  | Карта сайта       Главная > Биография > Итоги ученичества



Итоги ученичества

Портрет И.К. Айвазовского (А. Тыранов) «Картины Айвазовского... говорят без околичностей, что талант художника поведет его далеко. Изучение натуры откроет ему остальные сокровища, о которых теперь талант только догадывается...» — писал рецензент выставки в петербургской «Художественной газете», отмечая «внутреннее поэтическое дарование» молодого художника.

Начало творческого пути И.К. Айвазовского сложилось весьма успешно (за исключением эпизода с французским живописцем Ф. Таннером). С самых первых дней пребывания в стенах академии он был поставлен в число преуспевающих и подающих большие надежды учеников.

Тесная дружба с известным петербургским коллекционером А.Р. Томиловым дала художнику возможность познакомиться в его картинной галерее с работами блистательного мастера пейзажной живописи С.Ф. Щедрина, заветам которого И.К. Айвазовский следовал на протяжении всей своей многолетней творческой деятельности.

Известный исследователь творчества И.К. Айвазовского художник и искусствовед Н.С. Барсамов подчеркивал, что атмосфера вечеров у К.П. Брюллова и М.И. Глинки, где часто бывал юный Айвазовский, способствовала тому, что он «почерпнул немало интересных сведений по художественным и литературным вопросам и благодаря общим спорам и беседам, оживлявшимся блеском таланта и красноречия присутствующих, развил окончательно свой природный эстетический вкус и наклонности».

Впереди молодого художника ожидало великое, полное захватывающей страсти живописное творчество. С присущим ему азартом и вдохновением Айвазовский пустился в бурное плавание под названием искусство.

Одну из первых своих больших ученических работ — картину «Вид части Кронштадта с идущим на парусах стопушечным кораблем в бурливую погоду ("Большой рейд в Кронштадте")» — Айвазовский написал летом 1836 года. В основу сюжета легли впечатления, полученные молодым художником во время учебного плавания военных кораблей Балтийского флота.

На военный корабль Айвазовский попал по настоятельной просьбе руководителя класса батальной живописи А.И. Зауервейда, под началом которого он в то время продолжал учебу в академии. Старый художник-баталист Зауервейд с первых же дней общения с одаренным юношей распознал в нем недюжинный талант морского живописца. Он без излишнего труда доказал командующему учениями, известному мореплавателю и ученому Ф.П. Литке, что плавание принесет начинающему художнику-маринисту большую пользу, обогатит его подлинными знаниями мореходного искусства, поможет глубже ощутить и прочувствовать характер морской стихии.

Море. Коктебель (И.К. Айвазовский) Чувство волнения охватило юного Айвазовского, когда он вступил на палубу огромного военного корабля. Величественные силуэты и очертания красавцев бригов, гордая осанка фрегатов, наполненные упругим ветром паруса хорошо были знакомы ему и всегда пробуждали в его сознании неуемную страсть к путешествиям. Российские и заморские суда были частыми гостями в его родной Феодосии. Но тогда художник мог любоваться ими только с берега. Теперь же он сам отправлялся в плавание, о котором так долго мечтал и которого так жаждала его романтическая натура.

Во время плавания Айвазовский мог уже по-настоящему изучить многообразие эффектов света и тени на море. Он не покидал палубу даже в серые, облачные дни, когда в преддверии дождей и гроз море приходило в волнение.

Наблюдая суровую, своенравную красоту Финского залива, молодой художник пытался максимально закрепить в своей памяти наиболее характерные детали и черты балтийского пейзажа.

Сверху вниз:
Портрет И.К. Айвазовского.
Алексей Тыранов. 1841 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Море. Коктебель. 1853 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского.


Буря. (Айвазовский И.К.)

Золотой рог. 1895

Тонущий корабль. 1854




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.