Поиск  | Карта сайта       Главная > Биография > Жизненный путь



Жизненный путь

Автопортрет (И.К. Айвазовский)Родился Айвазовский 29 (17 старым стилем) июля 1817 года в Феодосии в семье разорившегося армянского торговца. До сих пор в городе живут легенды о мальчике, рисовавшем самоварным углем на белёных стенах домов армянской слободки.

Уважаемый градоначальник Александр Иванович Казначеев неспешно прогуливался по тихим улочкам Феодосии и вдруг замер от удивления. На белоснежной стене дома обычным углём был нарисован удивительный пейзаж: древние развалины старинной крепости, напоминающей сказочный замок, а рядом — бушующее море, окатывающее старинные камни белоснежной пеной. И в ещё большее изумление пришёл Казначеев, когда увидел, кто сотворил это чудо... Возле дома стоял восьмилетний мальчик, увлечённо дорисовывая пейзаж такого мастерства, создать который смог бы далеко не каждый профессиональный художник.

Детство Айвазовского прошло в бедности, но одаренность мальчика была замечена, ему помогали. Кое-чему он научился у местного архитектора, а потом, при содействии губернатора Тавриды А.И. Казначеева (до 1830 года он был градоначальником Феодосии и всячески поощрял первые шаги рисования мальчика) талантливый подросток в 1831 году был принят в Таврическую гимназию, а в 1833 — зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, которую окончил с большой золотой медалью и с правом поездки в Крым, а затем в Европу. Учился он у пейзажиста М.Н. Воробьева, но собственные интересы определились не сразу. Решающую роль сыграл приезд в Петербург француза Ф. Таннера, художника, владевшего приемами изображения воды. В начале 1836 г. Таннер взял юношу себе в помощники и обучил этим приемам. Уже осенью того же года Айвазовский представил на академическую выставку 5 морских пейзажей. Картины были высоко оценены, появились отклики в газетах. В 1837 г. за две новые работы ("Штиль на Финском заливе" и "Большой рейд в Кронштадте") он получил большую золотую медаль и звание художника. Весной 1838 г. Айвазовский вернулся в Феодосию, где устроил себе мастерскую и начал работать. Набираясь опыта, писал тогда главным образом с натуры, а в мастерской лишь заканчивал начатое.

Уже в академический период творчество молодого художника было замечено его великими современниками А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, И.А. Крыловым, М.И. Глинкой, К.П. Брюлловым, личное знакомство с которыми не могло не сказаться на развитии и характере его искусства.

Портрет А.И. Казначеева (И.К, Айвазовский) Два года работы в Крыму были необычайно плодотворными и полезными для молодого художника. Вновь оказавшись на берегах Черного моря, в родной Феодосии, Айвазовский увлеченно работает, пристально изучает природу, пишет с натуры виды Ялты, Гурзуфа, Севастополя, Феодосии, Керчи.

В 1840 году Айвазовский в числе других пансионеров Академии художеств едет в Рим для продолжения образования и усовершенствования в пейзажной живописи. В Италию он отправился уже сложившимся мастером, впитавшим все лучшие традиции русского искусства. Проведенные годы за границей отмечены неустанной работой. Он знакомится с классическим искусством в музеях Рима, Венеции, Флоренции, Неаполя, посещает Германию, Швейцарию, Голландию, Францию, Англию, Испанию, Португалию. В короткое время Айвазовский становится самым знаменитым художником в Европе. Его картины вызывают у зрителей небывалый интерес. Его приветствуют жившие в то время в Италии писатель Н.В. Гоголь, художник А.А. Иванов, профессор Петербургской Академии художеств Ф.И. Иордан, знаменитый английский маринист Дж. Тёрнер.

В 1844 году после четырех лет пребывания за границей Айвазовский вернулся на родину признанным мастером, академиком Римской, Парижской и Амстердамской академий художеств. После возвращения получил звание академика Петербургской Академии художеств и был причислен к Главному морскому штабу. Это позволило ему уже в следующем году вместе с экспедицией русского мореплавателя и географа Ф.П. Литке побывать в Турции, Греции, Малой Азии и набраться новых впечатлений. Не раз путешествовал он и впоследствии: ездил на Кавказ, в Египет, Ниццу, Флоренцию, даже в Америку. В 1846 г. Айвазовский построил себе в Феодосии новую просторную мастерскую, где в основном и работал. С натуры он больше не писал, полагаясь на редкостную зрительную память и на приемы, которые усвоил когда-то и с тех пор усовершенствовал, доведя до известного автоматизма. Художник мог исполнить большую картину за несколько часов, что и делал не раз, щеголяя своим умением перед изумленными зрителями. Живя постоянно в Феодосии живописец много работает, но не замыкается в стенах своей мастерской. Он ведет большую общественную деятельность, занимается археологическими раскопками, часто выезжает в Петербург и Москву, постоянно открывает выставки своих работ в крупных городах России и за границей, принимает участие в международных выставках. В 1847 году ему присуждается звание профессора Петербургской Академии художеств, позднее он становится академиком еще двух европейских академий художеств Штутгартской и Флорентийской.

Памятник Айвазовскому в Феодосии Его дом и мастерскую посещают художники И.Е. Репин, И.И. Шишкин, Г.И. Семирадский, известный коллекционер. М. Третьяков, польский скрипач-виртуоз Генрих Венявский, писатель А.П. Чехов и другие. В Феодосии Айвазовский прожил долгую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизнь. У главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте которого лаконичная надпись: "Феодосия — Айвазовскому". В эту короткую фразу благодарные потомки вместили большое чувство восхищения, гордости и глубокого уважения к своему знаменитому земляку, первому Почетному гражданину Феодосии, много сделавшему для экономического и культурного развития города. Помимо открытия в Феодосии картинной галереи Айвазовский в 1871 году по своему проекту и на свои средства строит здание археологического музея, становится одним из организаторов первой публичной библиотеки. Он постоянно заботится об архитектурном облике родного города. При его участии были спроектированы и построены здания концертного зала, дачи известного публициста и редактора газеты "Новое время" А.С. Суворина. По проекту художника и благодаря его энергии были построены морской торговый порт и железная дорога.

Айвазовского похоронили в небольшом склепе старинной армянской церкви, в мундире адмирала военно-морского флота — такова была дань уважения военных за заслуги художника в деле прославления русского флота. Но в этом склепе он покоится не один. Был в жизни художника человек, хранивший ему верность до гроба, а после смерти ставший ему верным спутником в его бессмертной славе. Этим человеком была его вторая жена — Анна. После своей смерти она была похоронена рядом с Айвазовским. Овдовев в 40 лет (она была на сорок лет моложе мужа), эта богатая, ещё молодая и прекрасная внешне женщина больше так и не вышла замуж, решив до конца своих дней сохранить верность горячо любимому мужу.

Наследие Айвазовского — целая изобразительная энциклопедия моря, запечатленного в разнообразнейших состояниях. 6000 картин, оставленных им, неравноценны. Среди них есть и шаблонные, и среднего качества, но есть и отличные, вроде знаменитого "Девятого вала" (1850), который волнует своей эффектной романтичностью, или "Черного моря" (1881), решенного, напротив, с удивительной сдержанностью.

Черное море (И.К. Айвазовский) Кроме того, Айвазовский написал немало исторических батальных картин, повествующих о победных сражениях русского флота. Изображение моря было единственным, что он умел и любил делать. Пытаясь писать обычные пейзажи, он получал более скромные результаты, а изображая человека, обнаруживал беспомощность. Романтически настроенный живописец, влюбленный в морскую стихию, Айвазовский был вместе с тем художником нового на российской почве типа — умеющим разумно распорядиться талантом и полновесно пользоваться плодами неустанного труда. Он первым, еще до организации ТПХВ, начал устраивать свои выставки в крупных губернских городах. Благосостояние его росло, и значительную часть денег он тратил на общественные нужды, заботясь о родном городе: в 1865 г. открыл в Феодосии первую художественную школу, а в 1880-м — картинную галерею.

При жизни Айвазовского состоялось более 120 выставок его картин не только в России, но и во многих странах. В 1847 г. художник был удостоен звания профессора А.Х., с 1887 г. стал почетным членом Петербургской А.Х. Он был также членом Штутгартской, Флорентийской, Римской и Амстердамской академий. Огромный успех, сопутствовавший ему чуть ли не с самого начала деятельности, надолго пережил его — Айвазовский и по сей день остается популярнейшим и любимейшим многими художником.

Сверху вниз:
Автопортрет.
1874 г. Холст, масло. 74х58см. Галерея Уффици, Флоренция.
Портрет сенатора Александра Ивановича Казначеева (1788-1880), предводителя дворянства Таврической губернии. 1848 г. Холст, масло. 116,5x81,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Памятник Ивану Константиновичу Айвазовскому в Феодосии. Установлен в 1930 году перед картинной галереей имени Айвазовского.
Черное море. 1881 г. Холст, масло. 149х268 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Портрет А.И.Казначеева

Штиль. (Айвазовский И.К.)

Буря над Евпаторией. 1861




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.