Разные экономических факторов может повлиять на рынок форекс, надо изучать эти явления.
форд ренжер б/у
Поиск  | Карта сайта       Главная > Биография > Новый взлет



Новый взлёт. Вершины творчества. Палитра художника

Неаполитанский залив ранним утром (И.К. Айвазовский) На 1860-е — 1870-е годы приходится рассвет таланта Айвазовского. Торжественным и проникновенным гимном красоте природы — морю, небу, горам — стала написанная в 1864 году картина "Море", одно из лучших творений художника. Пред нами — бесконечно живое и словно дышащее море. Оно гонит на берег волны, посеребренные бледным светом луны, проглянувшей сквозь тучи. Колорит произведения выдержан в единой цветовой гамме, но поражает богатых тоновых переходов. Пройдут годы, и художник создаст еще один шедевр, воспевший море, — "Среди волн". На огромном холсте изображены бушующее море и узкая полоска темного неба. Бегущие от горизонта волны вырастают на первом плане до огромных размеров. Грозная стихия не подавляет своей мощью, а захватывает красотой, восхищает прозрачностью пронизанной солнечным лучом воды, тонким кружевным узором пены.

В 1862-1866 годах петербургский придворный архитектор И.А. Монигетти создавал в Ливадии по заказу императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, прекрасный дворцово-парковый ансамбль. Для украшения его в имение были приглашены известные скульпторы и живописцы. Среди них был и Айвазовский, творчество которого к тому времени имело многочисленных поклонников не только в Росси, но и в Европе. И.А. Монигетти предложил Айвазовскому совместно с А. Фесслером украсить фресками балкон Большого дворца, примыкающий к кабинету императрицы. И вот на этих самых стенах Ливадийского дворца появились две прекрасные фрески "Вид Ливадии с высоты птичьего полета с указанием всех строений Ливадийского имения" и "Вид Южного берега с высоты птичьего полета с показом Ялты и других поселений". Несколько залов Большого дворца, в том числе "гостиная для высочайших особ", были почти полностью заполнены картинами Айвазовского. Их было около 30, Это виды Ореанды, Ялты, Ливадии, Ай Петри, морских берегов, парусников. Были картины на религиозные и исторические темы. Такие, как "Явление Спасителя на море св. Петру" и "Возвращение Ее Величества с Потемкиным к пристани в Алуште".

В 1880 году в Феодосии состоялось торжественное открытие картинной галереи. Ее здание Айвазовский соорудил на собственные средства. В день открытия художник подарил галерее двадцать три своих картины, античные слепки и скульптурные портреты А. Пушкина и М. Глинки. Этот дар составил основание художественной коллекции существующей и поныне Феодосийской государственной картинной галереи, которую художник после своей смерти завещал городу.

Через год после открытия галереи И.К. Айвазовский приступил к написанию одной из значительных работ в своем творчестве — картины «Черное море». В этом произведении художнику удалось с необычайной полнотой раскрыть реалистические стороны своего искусства. Картина как бы подводила итог периоду «голубых марин». Работа над полотном, как обычно, проходила в мастерской. Но в отличие от прежних лет художник много времени проводил на берегу моря, делая не только карандашные, но и этюдные наброски. Он задался целью проследить самое начало бури в открытом море и запечатлеть этот момент на полотне.

Первоначально он так и назвал свою будущую картину — «На Черном море разыгрывается буря». Однако долгие часы, проведенные с этюдником у прибрежной кромки, не удовлетворили мастера. В серые, ненастные дни, предвещающие бурю, он стал нанимать небольшой пароход и выходил в сопровождении команды в открытое море. Художник понял, что никакое воображение не сможет заменить ему непосредственных наблюдений.

По своему содержанию и исполнению эта картина свидетельствует о том, что Айвазовский сумел увидеть красоту близкой ему стихии не только во внешних эффектных проявлениях, но и в строгом ритме ее дыхания, в скрытой потенциальной мощи. Когда работа уже подходила к концу, Айвазовский принял решение поменять название картины. Внутренне мастер сознавал, чувствовал, что ему удалось написать не просто обычную марину, предвещающую начало бури. Таких работ в его арсенале числилось предостаточно. Он понял, что создал нечто большее. Это один из редких в искусстве пейзажей-портретов, в которых предстал синтетический образ необъятного водного пространства, включающий в себя многие черты. Поэтому живописец назвал картину «Черное море».

Всемирный потоп (И.К. Айвазовский)Вскоре картина была показана в Петербурге на очередной выставке, проходившей в Академии художеств. Все, кто впервые видел ее, высказывали мнение о том, что по образному строю и художественному языку она стоит на уровне лучших произведений не только своего времени, но и истории русского искусства. Спустя некоторое время «Черное море» приобрел для своей галереи известный московский меценат и коллекционер П.М. Третьяков.

 В Третьяковской галерее с картиной познакомился художник И.Н. Крамской. Основатель реалистической живописи, глава передвижников весьма сдержанно относился к творчеству И. К. Айвазовского и неоднократно критиковал его за приверженность к романтической школе. Однако «Черное море» поразило Крамского глубоким философским смыслом и высокой поэзией. В декабре 1885 года в письме к известному петербургскому публицисту, издателю популярной газеты «Новое время» А.С. Суворину он отметил:

«Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае, и не только у нас, а и в истории искусства вообще... у него есть феноменальные вещи, например «Море» (так названа картина Крамским). На ней нет ничего, кроме неба и воды, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю...»

В 1887 году И.К. Айвазовский отметил полувековой юбилей своей творческой деятельности. Эта дата была торжественно отмечена в Академии художеств. Петербургские и московские газеты писали: «Торжества и самые чествования художника носили грандиозный, почти небывалый еще у нас в России характер... Айвазовский был избран почетным членом Академии художеств... В честь него была выбита золотая медаль, на лицевой стороне которой помещено профильное изображение художника и надпись: «Профессору живописи И.К. Айвазовскому», на обороте в центре — палитра, увитая лаврами, с датами 1837-1887, 26 сентября и надпись: «От Императорской Академии художеств. В день 50-летнего юбилея».

На званом обеде юбиляра приветствовали представители двенадцати делегаций от различных обществ и организаций. Среди них были и офицеры Военно-морского министерства. На имя Айвазовского в этот день поступило около трехсот приветственных телеграмм со всех концов России и из-за границы.

Обладая незаурядным мастерством живописца, Айвазовский не вносил существенных изменений в методику своей работы. Однако технические приемы, подбор красок и материалов на каждом новом этапе его творчества были различными. В первую очередь это было обусловлено тем, что живописец постоянно ставил перед собой новые творческие задачи, а при их выполнении даже внешний вид картины, ее живописная поверхность как одно из средств выражения и воплощения замысла играли немалую роль.

В 1840-х — 1860-х годах художник предпочитал гладкую, блестящую поверхность картин и по завершении работы над очередным произведением покрывал его лаком. Он тонко учитывал повышенное звучание, цветовую напряженность краски под лаком. Для художника романтической школы, ярким представителем которой он являлся в то время, это было одним из непременных условий.

В более поздний период, особенно в 1880-е — 1890-е годы, когда его картины все больше и больше приобретали реалистическое звучание, Айвазовский стал стремиться к достижению ровной матовой поверхности слоя. Для этого в краски добавлялись различные мастики, которые варились из воска, скипидара и мягкой смолы. Иногда такой мастикой картина покрывалась в процессе высыхания наложенных на нее красок, а на следующий день шлифовалась большой кистью или мягкой тряпкой. В этом случае живописный слой приобретал мягкий и ровный блеск.

Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива (И.К. Айвазовский)Хорошую сохранность большинства картин Айвазовского специалисты объясняют тем, что художник никогда не перегружал холст краской. Он виртуозно владел приемами наложения красочного слоя на загрунтованный холст и достигал при этом его необыкновенной живости и разнообразия, полностью подчиняя форме, через которую и раскрывалось содержание замысла картины.

Богатством и разнообразием отличалась палитра Айвазовского. Вполне понятно, что за более чем шестидесятилетний период творческой деятельности художника она также претерпела ряд изменений. Однако ограниченный подбор красок для каждой отдельной картины оставался неизменным на протяжении всей его жизни.

Для написания очередного полотна Айвазовский брал обычно от трех до пяти красок, иногда чуть больше, но это были именно те краски, которые требовались ему для исполнения намеченного замысла. Необходимый цветовой строй создавался подбором палитры определенного состава. Мастер всегда стремился подчинить цвет всего изображенного на картине основной красочной гамме, в которой она выдержана. Гармония подобного колористического построения и создавала ту цельность живописного впечатления, которая так характерна для искусства большого мастера.

До последнего дня своей жизни художник сохранил ясность мысли и взора, твердость руки. Новый взлет подлинного мастерства испытал И.К. Айвазовский за два года до своей кончины. В 1898 году он создал огромное полотно, ставшее апофеозом его уникального искусства. Картину «Среди волн» он писал импровизационным методом. Грандиозное по своим масштабам полотно (12 м2) живописец завершил за десять дней. На этой картине яростное, но прекрасное моря написано в порыве необычайного вдохновения и страсти. Полотно «Среди волн» — поистине достойное завершение в грандиозном творческом наследии, оставленном художником.

Сверху вниз:
Неаполитанский залив ранним утром.
1897 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Всемирный потоп. 1864 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива. 1842 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.


После бури. Восход луны. (Айвазовский И.К.)

65

Крым. 1852




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.