Свежая информация работа бишкек сушист на нашем сайте.
Поиск  | Карта сайта       Главная > Биография > Аудиобиография



Иван Константинович Айвазовский

Портрет художника И.К. Айвазовского (И.Н. Крамской)Картины Айвазовского — удивительные произведения Российской живописи. Его полотна можно созерцать и восхищаться ими вечно. "Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником — никогда. Движения живых стихий — неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта...", — говорил Иван Айвазовский.

17 июля 1817 года в Феодосии в Крыму родился один из величайших художников России — Иван Константинович Айвазовский (Ованес Гайвазовский). Отец его был армянским предпринимателем. Перебрался он из Западной Армении на юг Польши. Мама, Рипсиме, была хорошей вышивальщицей. Всего в семье было две дочери и три сына.

У маленького Ивана с детства проявлялись способности к музыке и рисованию. Учиться начал в армянской приходской школе, затем в Симферопольской гимназии, потом поступил в 1833 году в Академию художеств у Воробьева в Петербурге, в пейзажный класс. Окончил ее в 1839 году.

Первое произведение Айвазовского вышло в 1835 году и появилось на академической выставке. Это было полотно "Этюд воздуха над морем". Картина получила положительные отзывы. Айвазовский пишет еще три картины с морской тематикой и получает за них в 1837 году большую золотую медаль.

Художник начинает работать на заказ и отправляется по поручению в Крым, где ему нужно было написать несколько крымских пейзажей. Далее в 1840 году он едет в Италию, так же для заказной работы. В Риме Айвазовскому удается выставить свои работы. В целом, нахождение в Италии прошло для него очень плодотворно. Он смог познакомиться с такими личностями как Гоголь, Боткин, Панаев.

Затем Айвазовский отправляется в Венецию на остров Святого Лазаря. Там он собирался встретиться со старшим братом Габриэлом, который состоял в религиозном братстве мхитаристов. В будущем художник еще не раз посетит это место. Следующими были города Флоренция, Амальфия, Сорренто, Неаполь и Рим. Италия многому научила Айвазовского и оставила след на его работах. Здесь он создал 50 своих картин. Он устраивает выставки в Риме и Неаполе, благодаря которым началась известность художника. Картина "Хаос" была особо выделенна, Папа Григорий XVI удостоил Айвазовского золотой медалью.

Дальше уже успех сопровождал его в Венеции, Лондоне, Амстердаме, Париже. Он участвовал в международной выставке в Лувре. В 1848 году появляется одна из знаменитых его работ "Чесменский бой". Поскольку Айвазовский писал в основном по морской тематике, ему предоставлялась возможность находиться на военных операциях Главного морского штаба.

"Море — это моя жизнь" — так говорил художник. За период своего творчества было создано около 6 000 картин! Особенность его творчества в том, что Айвазовский с натуры море никогда не писал. Он всегда много наблюдал и затем воспроизводил по памяти. Ведь он, по сути, правильно считал, что море слишком изменчиво, чтобы писать его с натуры. Морская гладь — динамичное пространство, а значит, любое дуновение ветерка меняет положение «живой картинки» в долю секунды. Море подобно живому существу, которое каждое мгновение меняет свое положение.

Айвазовский через свои картины восторгался могуществом и силой природных стихий. В работах его всегда присутствовали человек и природная стихия: будь то борьба в шторме, либо же человек на фоне спокойного моря.

В 1850 году Айвазовский создает картину, по которой его узнают все — "Девятый вал". На картине изображен восход солнца над бушующим морем. Лучи солнца переливаются золотом на бирюзовой морской глади. Такое сочетание красок захватывает, а картина в движении заставляет почувствовать себя участником той сцены, прочувствовать всю красоту морской мощи и ужас оказавшихся в морских пучинах людей.

Рябь от капелек дождя, белоснежная пена волн или солнечный свет, отражаемый водой, — самые сложные элементы в маринизме. Айвазовский мог изобразить и спокойное умиротворенное море, и бушующую стихию.

Примерно в это время его, единственного иностранного художника, награждают орденом Почетного легиона. В Петербурге Айвазовский не остается и переезжает на родину в Феодосию. Кроме живописи, Айвазовский занимался благотворительностью. Он скапливал деньги со своих работ и вкладывал их в строение археологического музея (Феодосия), благоустраивал сам город.

Также в родном городе у него была своя мастерская, где он занимался воспитанием молодых талантов. Из них можно выделить Куинджи, Лагорио, Богаевского. Вообще, Айвазовский любил помогать, в особенности своему армянскому народу. В 1840х годах он организовал сбор средств для восстановления работы армянского училища в Константинополе, а также Смирне и Брусе. Еще в Константинополе он писал на заказ пейзажи самому султану Абдул-Азизу.

Не смотря на всеобщее признание в Европе, на родной земле в России с начала 1870-х годов картины Айвазовского стали подвергать критике. Происходило это отчасти от того, что художник предпочитал работать в одиночку и выставлял картины свои только на персональных выставках (Кстати говоря, Айвазовский — первый русский художник, кто стал этим заниматься). Таким образом, он отстранялся от общества художников и писателей. Еще, как считали многие, он не вписывался в современную живопись и творчество. Оно приобретало национальный характер, а Айвазовский продолжал писать море.

После критики был некоторый период, когда о художнике не было ничего слышно, нигде о нем не писали. Хотя, Айвазовский, который прославился в Европе и приобрел там повсеместную известность, также прославил и русскую живопись. Будучи на своей армянской родной земле, он писал не только пейзажи, но также и портреты, и сюжеты на библейскую тему.

В 1880-м году Айвазовский рядом со своим домом строит музей-галерею, подобных насчитывалось кроме этого в России всего 2 дома.

В 1882-м году Иван Айвазовский разводится. Вскоре после этого он женится на Анне Бурназян. Этот брак еще больше сблизил его с армянским народом.

Произошедшие в 1890-х годах события в Армении сильно затронули и Айвазовского. Турецкий Султан Абдул-Гамид устроил массовые нападения и погромы армянского населения, много человек погибло. Под впечатлением от этих событий Айвазовский пишет картины "Погром армян в Трапезунде", "Армян погружают на корабли", "Армян живыми бросают в море". Так же он помогал беженцам с жильем.

Последняя выставка художника прошла в Петербурге. После этого он собирался отправиться в Италию. Но не успевает. Смерть к художнику пришла 19 апреля 1900-го года.

В настоящее время Айвазовского называют основоположником направления маринизма, так называемой живописи романтического пейзажа.

Последней его картиной стала "Приезд Байрона на остров св. Лазаря". Похоронили Айвазовского в Феодосии, как он и завещал, во дворе церкви Сурб Саргис.

Работы Ивана Константиновича Айвазовского можно увидеть в Галерее Айвазовского (Феодосийская картинная галерея). Это один из самых старых музеев, который был возведен под руководством самого художника-мариниста. Сперва он спроектировал дом и только после 35-ти лет пристроил к дому картинную галерею, в которой он выставлял свои работы. Теперь там можно найти работы не только знаменитого мариниста, но и его учеников, мастеров из Западной Европы.

Здесь можно наблюдать такие прекрасные полотна Айвазовского, как «Море», «Среди волн», «Берег моря. Лунная ночь», «Восход солнца», «Путешествие Посейдона по морю», «Ниагарский водопад», «Буря на Ледовитом океане», «Туманное утро в Италии» и многие другие. Среди этих картин особенно выделяются те, на которых маринист запечатлел украинскую природу.

В музее Тропинина также можно посмотреть некоторые из работ Ивана Айвазовского. Калужский художественный музей тоже может похвастаться полотнами выдающегося художника. Новосибирская картинная галерея хранит в своей коллекции знаменитое «Кораблекрушение», которое захватывает своей красотой. На картине изображен корабль, который сел на мель, однако нет трагедии, присущей большинству работ мариниста. Голубое небо, спокойное море, поверхность которого подобна зеркальной глади, яркие краски.

"Родился смертным, оставил по себе бессмертную память" — такова надпись на надгробной плите великого художника, чьими волшебными полотнами мы любуемся и по сей день.


89

Неаполитанский залив ночью.1895

81




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.